добродетелью самореализация, а не покорность. Вера представляет собой твердое убеждение, основанное на собственном опыте размышлений и чувств, а не на принятии суждений какого-то авторитета. Преобладающим чувством здесь является радость, тогда как основным настроением авторитарной религии обычно бывает печаль и чувство вины. Если гуманистические религии являются теистическими, Бог в них символ собственных сил человека, которые он стремится реализовать в своей жизни, а не символ насилия и господства, власти над человеком. Примерами гуманистических религий являются ранний буддизм, даосизм, учения Исайи, Иисуса, Сократа, Спинозы, некоторые направления иудаизма и христианства (особенно мистицизм), религия Разума времен Французской революции. Таким образом, по Э. Фромму, религиозный опыт не обязательно связан с теизмом или другими формам и религиозного сознания, и безбожие не означает безрелигиозности. Одной из задач исследований он считает рассмотрение «атеистического религиозного опыта» [176]. Потенциал дисциплины «Религиоведение» в реализации идеи гуманизации, заключается в том, чтобы личность осознала и определила для себя ценность религии, которая определяется психологической функцией, т. е. переходом от «душевного страдания» к постепенному «высвобождению от него». В зависимости от психологических особенностей личности одним из них полезен опыт научный, другим религиозный. В курсе «Религиоведение» было акцентировано внимание на связи религиозного опыта и смысла бытия человека. Были рассмотрены основные концепции соотношения религиозного опыта и решения проблемы смысла бытия человеком и человечеством. Программа курса была построена таким образом, что курсант в процессе занятий, знакомясь с концепциями Д. Юма, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, К. Леви-Строса, М. Элиаде и др., постоянно должен был останавливать свое внимание на том, что сознание ответственности за смысл бытия человека и человечества у религиозного человека выше. Курсант должен был в итоге прийти к мысли, что 69 |
ОВД “ первичной” (минимально-необходимой для последующей реорганизации) мировоззренческой компетентности. Одновременно была начата работа по фасилитации процесса самоактуализации и личностного роста студентов, без чего невозможно эффективное развитие базисных составляющих экзистенциального мировоззрения. Информационное наполнение целеполагающего, аксиологического и содержательного компонентов, входящих в структуру личностно-профессионального мировоззрения обеспечивалось в эксперименте за счет внесения определенных коррективов в проведение занятий по курсу «Религиоведение». Проанализировав содержание дисциплины “Религиоведение” (1 курс) и “ Основы социологии и политологии” (2 курс) с точки зрения их потенциала в плане становления экзистенциального мировоззрения, мы включили ряд дополнений в существующие темы и внесли в программы названных дисциплин новые темы, что, на наш взгляд, позволило заложить первичные основы развиваемой подсистемы. В курсе «Религиоведение» было акцентировано внимание на связи религиозного опыта и смысла бытия человека. Были рассмотрены основные концепции соотношения религиозного опыта и решения проблемы смысла бытия человеком и человечеством. Программа курса была построена таким образом, что курсант в процессе занятий, знакомясь с концепциями 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, К. Леви-Строса, М. Элиаде и др., постоянно должен был останавливать свое внимание на том, что сознание ответственности за смысл бытия человека и человечества у религиозного человека выше. Курсант должен был в итоге прийти к мысли, что религиозный опыт, составляющий основу религии есть один из возможных проектов осуществления смысла человеческого бытия. Мы попытались в ходе преподавания постараться дать возможность курсантам прийти к выводу, высказанному В. Франклом, по поводу смысла экзистенциального анализа; «И если человек, не осознающий своей 93 |