г) свободный выбор; д) креативность мышления; создание соответствующего морально-психологического климата вузовского коллектива, переход от авторитарной педагогики к педагогике сотворчества, способствующей развитию системы личностных смыслов, гуманистических по своей сути; совершенствование гуманитарной подготовки курсантов, способствующей их духовному развитию; усиление требований к преподавателю как к личности, как к воспитателю, а не только как к специалисту. урок, лекция, семинар должны быть не только фрагментом педагогической действительности, но и событием совместным «проживанием» двух (и многих) индивидуумов в горизонте личности; гуманистическая позиция личности есть наиболее целостная интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Мы теоретически обосновали, что реализация идеи гуманизации образования, способствуя личностному росту, предполагает гуманитаризацию специалиста (субъекта обучения) через обогащение его интеллекта достоверным и применимым знаниям человека. Суммируя все вышеизложенное, можно заключить, что гуманитаризация образования направлена на институализацию процесса воспроизводства человека посредством усвоения ценностей культуры через развитие способностей, обеспечивающих освоение собственно гуманитарных и негуманитарных дисциплин как составляющих единого целостного культурного поля, определяемого традициями мировой и отечественной культуры и ориентированного на целостность сознания как современную форму мировоззрения. 76 |
80 щественных на наш взгляд факторов гуманизации педагогического образования способствующих становлению гуманистической направленности: образование должно быть представлено как единство, синтез знания, опыта и понимания (где знание не остается интеллектуальным балластом); совершенствование гуманистического подхода. Гуманистический подход как педагогический метод предполагает большую свободу студента во всех вузовских сферах его жизнедеятельности и реализуется через совокупность подходов и принципов: а) личностно-рефлексивный подход, при котором рефлексивная деятельность учителя и вовлечение в рефлексивную деятельность студента (рефлексивный диалог) рассматриваются как основа самосовершенствования, основа развития субъектности, субъектной позиции и субъектсубъектных отношений; б) субъект-субъектное взаимодействие через интерактивное сотрудничество в группах с постоянным и сменным составом; в) диалогическое общение;: г) свободный выбор; д) креативность; создание соответствующего морально-психологического климата вузовского коллектива, переход от авторитарной педагогики к педагогике сотворчества, способствующей развитию системы личностных смыслов, гуманистических по своей сути; совершенствование гуманитарной подготовки студентов, способствующей их духовному развитию; усиление требований к преподавателю как к личности, как к воспитателю, а не только как к специалисту. урок, лекция, семинар должны быть не только фрагментом педагогической действительности, но и "событие" [142] совместным "проживанием" двух (и многих) индивидуумов в горизонте личности; 81 гуманистическая позиция личности есть наиболее целостная интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Мы теоретически обосновали, что реализация идеи гуманизации образования, способствуя личностному росту, предполагает гуманитаризацию специалиста (субъекта обучения) через обогащение его интеллекта достоверным и применимым знаниям человека. Сз^мируя все вышеизложенное, можно заключить, что гуманитаризация образования направлена на институализацию процесса воспроизводства человека посредством усвоения ценностей культуры через развитие способностей, обеспечивающих освоение собственно гуманитарных и негуманитарных дисциплин как составляющих единого целостного культурного поля, определяемого традициями мировой и отечественной культуры и ориентированного на целостность сознания как современную форму мировоззрения. Мы пришли к выводу, что как бы ни были различны определения гуманизации, в общем значении понимается прежде всего идеология, утверждающая ценность человека как первичную, высшую по сравнению с другими социальными ценностями. В данной главе мы выявили диалектическое соотношение гуманизации и гуманитаризации образования, определили сущность и ее основные факторы. В ходе теоретических исследований мы пришли к выводу, что особую актуальность и значимость проблеме реализации идеи гуманизации и; гуманитаризации и становлению гуманистической направленности современного учителя придает то, что хотя в современной психологопедагогической науке (в том числе и в отечественной) существует и продолжает накапливаться значительное количество научных и практикоориентированных концепций, совокупность которых создает благоприят |