Мы пришли к выводу, что как бы ни были различны определения гуманизации, в общем значении понимается прежде всего идеология, утверждающая ценность человека как первичную, высшую по сравнению с другими социальными ценностями. В данной главе мы выявили диалектическое соотношение гуманизации и гуманитаризации образования, определили сущность и ее основные факторы. В качестве частного случая реализации гуманистического подхода в обучении рассмотрели возможности дисциплин «Введение в специальность», «Культура речи», «Социология», «Религиоведение», «Политология», «Профессиональная этика сотрудников ОВД» в военизированных вузах. Преподавание этих дисциплины вносит свой вклад в процесс овладения курсантами достижений мировой и отечественной культуры, которое подразумевает свободное самоопределение личности в мировоззренческих позициях, становление структуры духовных ценностей. Главной целью становится воспитание творческой личности, способной осознать свою значимость, свою позицию в окружающем мире посредством общения, умения говорить и слушать, критически мыслить, вести диалог, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, выражать симпатию, личностное переживание, находить альтернативные решения, в сложившихся обстоятельствах, чтобы соотнести понятие свободы личности и справедливости. 77 |
81 гуманистическая позиция личности есть наиболее целостная интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Мы теоретически обосновали, что реализация идеи гуманизации образования, способствуя личностному росту, предполагает гуманитаризацию специалиста (субъекта обучения) через обогащение его интеллекта достоверным и применимым знаниям человека. Сз^мируя все вышеизложенное, можно заключить, что гуманитаризация образования направлена на институализацию процесса воспроизводства человека посредством усвоения ценностей культуры через развитие способностей, обеспечивающих освоение собственно гуманитарных и негуманитарных дисциплин как составляющих единого целостного культурного поля, определяемого традициями мировой и отечественной культуры и ориентированного на целостность сознания как современную форму мировоззрения. Мы пришли к выводу, что как бы ни были различны определения гуманизации, в общем значении понимается прежде всего идеология, утверждающая ценность человека как первичную, высшую по сравнению с другими социальными ценностями. В данной главе мы выявили диалектическое соотношение гуманизации и гуманитаризации образования, определили сущность и ее основные факторы. В ходе теоретических исследований мы пришли к выводу, что особую актуальность и значимость проблеме реализации идеи гуманизации и; гуманитаризации и становлению гуманистической направленности современного учителя придает то, что хотя в современной психологопедагогической науке (в том числе и в отечественной) существует и продолжает накапливаться значительное количество научных и практикоориентированных концепций, совокупность которых создает благоприят |