профессиональной этике и эстетике, введению в специальность. При изучении этих дисциплин мы ставили целью воспитать творческую личность, способную осознать свою значимость в окружающем мире, в умении критически мыслить, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, находить альтернативные решения, чтобы соотнести понятие свободы личности и справедливости. Особенности гуманитарных дисциплин способствовали: реализации потенциальных возможностей курсантов «...через самопринятие и самопонимание к пониманию и принятию гуманистических взглядов, обнаружению в себе внутренних сил, к рождению смысла жизнетворения, самосозидания» [62]. осуществлению непрерывного процесса позитивного самоизменения в направлении возрастающей конструктивности, сложности, зрелости, компетентности и других основополагающих атрибутов личностного и профессионального роста, образующих в своем единстве мировоззренческую позицию; обретать самого себя и выстраивать стратегию собственной жизни в целом; осознанию сущности философских, психологических основ гуманистического подхода на мировоззренческом и теоретическом уровнях; осуществлению диалогического стиля в общении, обеспечивающего симметричные, равноправные отношения с другими его участниками, ведущего к эмпатийному взаимопониманию и полноценному взаиморазвитию. Методологической основой экспериментальной работы явилась групповая фасилитация, строящаяся на личностно-центрированной концепции К. Роджерса, которая проходила в «группах встреч» [129]. Целью создания таких групп является создание условий для личностного роста каждого участника «встречи». Известно, что участники таких групп могут различаться по возрасту, образованию, специфике преподаваемых дисциплин, социальному статусу и, что самое важное, по мировоззрению. В то же время, эти группы отличаются мощным потенциалом позитивного взаимодействия, в том числе, 80 |
способна не менее успешно активизировать процесс личностного и профессионального развития (саморазвития) его участников. Так, например, “Т-группы” (traininggroups), изначально созданные К. Левиным в пространстве практического приложения к своей теории поля, сегодня широко используются как с целью развития у ее членов навыков межличностного общения, так и с целью развития профессиональной компетентности. Однако “Т-группы” характеризуются относительной кратковременностью существования (от нескольких дней до нескольких недель) и небольшим количеством участников (8 12 человек), в связи с чем их возможно создавать в системе повышения квалификации учителя, но не в системе высшего педагогического образования. Поэтому в контексте нашего исследования наибольший интерес представляет концепция групповой фасилитации К. Роджерса, не предусматривающая ограничений по времени и по количеству участников. Групповая фасилитация, основанная на личностно-центрированной концепции К. Роджерса, проходит в так называемых “энкаунтер группах” (от англ. enkounter group группа встречи) и является в современной гуманистической педагогике наиболее распространенным способом индирективного образования. Стратегия таких групп ориентирована на рост личности каждого участника “встречи” . Создание энкаунтер групп возможно как в системе вузовского, так и поствузовского юридического образования, поскольку группы по своему составу могут быть как разнородны, так и однородны. Участники таких групп могут различаться по возрасту, образованию, специфике профессиональной деятельности, социальному статусу и, что самое важное, по мировоззрению. В то же время, эти группы отличаются мощным потенциалом позитивного взаимодействия, в том числе, взаимообучения и взаиморазвития; они более независимы от лидера фасилитатора. 66 Сегодня все чаще наблюдаются попытки гуманизировать образовательные технологии как таковые, процесс образования, его содержание, формы, методы и т. п., оставляя за рамками научных и практических исследований феномен личности участников педагогического взаимодействия, что, на наш взгляд, представляется принципиально неверным; поэтому мы, учитывая, что юридическое образование является не только периодом подготовки человека к профессиональной деятельности, но и важнейшим этапом его личностного роста, старались акцентировать экспериментальную работу на потенциальных возможностях личности курсанта как саморазвивающейся гуманитарной системы. Таким образом, сущность экспериментальной работы по становлению экзистенциальной направленности мировоззрения курсантов заключалась в том, что мы стремились создать наиболее благоприятные предпосылки и условия (психолого-педагогические, коммуникативные, личностно-развивающие, организационные и др.), позволяющие курсанту будущему сотруднику ОВД: как субъекту самоактуализации реализовывать процесс перехода своих потенциальных способностей и особенностей в актуальные, “ ... осознавать самого себя, свою индивидуальность, свои возможности и через самопринятие и самопонимание идти к пониманию и принятию экзистенциальных проблем, обнаружению в себе внутренних сил, к рождению смысла жизнетворения, самосозидания” ; * как субъекту саморазвития осуществлять непрерывный процесс позитивного самоизменения в направлении возрастающей конструктивности, ' С точки зрения многих представителей экзистенциально-гуманистической психологии и педагогики саморазвитие и самоактуализация не являются синонимичными терминами, так как процесс саморазвития это не столько актуализация природного потенциала человека, сколько его “самодостраивание” обретение ранее не заданных личностных свойств и качеств в условиях свободного и сознательного выбора возможностей, предоставляемых внешним миром. 88 сложности, зрелости, компетентности и других основополагающих атрибутов личностного и профессионального роста, образующих в своем единстве мировоззренческую позицию; обретать самого себя и выстраивать стратегию собственной жизни в целом; как субъекту личностно-профессионального становления постигать сущность (философские, психологические и педагогические основы) экзистенциально-гуманистического (личностно-центрированного) подхода на мировоззренческом и теоретическом уровнях; как субъекту правового взаимодействия осуществлять диалогический стиль общения, обеспечивающий симметричные, равноправные отношения с другими его участниками, ведущий к эмпатийному взаимопониманию и полноценному взаиморазвитию. Экспериментальная работа по становлению гуманистического мировоззрения у курсанта осуществлялась в период с 2000 по 2004 годы на базе юридического факультета Восточно-Сибирского института МВД. Общее количество курсантов, принявших участие в эксперименте на всех его этапах составило 203 человека. С целью создания педагогических условий для экспериментального изучения становления экзистенциальной направленности у курсантов и слушателей ВСИ МВД автором была создана творческая группа. Данная группа формировалась последующим принципам: осознанием необходимости и возможности становления у курсантов экзистенциальной направленности; создание экспериментального поля в рамках преподаваемых дисциплин; -достаточно глубокое ознакомление с основными концепциями экзистенциальной философии, психологии и педагогики; обладание ярко выраженным экзистенциально-гуманистическим мировоззрением; 89 |