Проверяемый текст
Завьялов, Александр Николаевич; Педагогические условия становления экзистенциальной направленности курсантов в вузе МВД (Диссертация 2005)
[стр. 99]

экзистенциальным личностно-профессиональным мировоззрением; с гуманистически-ориентированным мировоззрением, но без профессиональной направленности; с манипулятивиым мировоззрением и без какого-либо выраженного мировоззрения как на личностном, так и на профессиональном уровнях.
Группа выпускников
экспериментального курса с гуманистическим мировоззрением и (получившая в нашем эксперименте условное название «группа гуманистов») оказалась наиболее крупной по численности по сравнению с другими группами.
Количество курсантов, входящих в эту группу, составило в процентном отношении 45%, в то время как исследования, проведенные в независимой выборке, обнаружили лишь 1, 43 % выпускников, приблизительно продемонстрировавших личностно-профессиональные качества, свойственные
курсантам «группы гуманистов».
Теоретические и практические исследования, проведенные нами в процессе экспериментальной работы по становлению
гуманистической направленности у курсантов в вузе МВД, позволяют сделать ряд заключений: в системе высшего правоохранительного образования проблема становления гуманистической направленности будущего сотрудника ОВД как его личностно-профессиональной подсистемы стала рассматриваться в последние два года, в которой не отрицается роль и значение социальных и генетически заданных факторов личностного развития; в большинстве случаев «мировоззренческий вакуум» молодого специалиста выпускника вуза МВД ведет как к личностному, так и к профессиональному конформизму, заполняясь существующими в органах ОВД целевыми и ценностно-смысловыми приоритетами (чаще всего, авторитарного или манипулятивного характера), исходящими от референтной части коллектива; одним из путей решения названных выше проблем является внедрение в систему профессиональной подготовки будущего сотрудника специфических дополнений как содержательного, так и организационно-педагогического 99
[стр. 104]

ровоззрения (человек убеждается в правильности своего экзистенциального выбора); как следствие, усиливаются и содержательно обогащаются другие составляющие мировоззрение компоненты: “Новые представления переносятся на сопредельные области, одновременно с более тонкой классификацией происходит консолидация новой целостности” [109, 98].
Континуум этапа стабилизации охватывал весь оставшийся период обучения курсантов в вузе; однако на четвертом курсе мы уже не проводили активной экспериментальной работы.
Программных социальногуманитарных дисциплин на выпускном курсе не было, проведение каких-либо дополнительных спецкурсов, мы посчитали нецелесообразным.
В то же время, мы продолжали научное консультирование выпускников по вопросам их практической деятельности, а также проводили диагностические исследования по определению результативности завершаемой экспериментальной работы.
Проведенные нами среди выпускников экспериментальных курсов диагностические исследования, выявили четыре группы курсантов, различающихся по степени развитости и направленности своего мировоззрения: с экзистенциальным личностно-профессиональным мировоззрением; с экзистенциально-ориентированным мировоззрением, но без профессиональной направленности; с манипулятивным мировоззрением и без какого-либо выраженного мировоззрения как на личностном, так и на профессиональном уровнях.
Группа выпускников
экспериментальных курсов с экзистенциальным мировоззрением и (получившая в нашем эксперименте условное название “ группа экзистенциалистов” ) оказалась наиболее крупной по численности по сравнению с другими группами.
Количество курсантов, входящих в эту группу, составило в процентном отношении 45 %, в то время как исследования, проведенные в независимой выборке, обнаружили лишь 1,43 % выпускников, приблизительно продемонстрировавших личностнопрофессиональные качества, свойственные
студентам “ группы экзистенциалистов” .
104

[стр.,105]

Теоретические и практические исследования, проведенные нами в процессе экспериментальной работы по становлению экзистенциальной направленности у курсантов в ВУЗе МВД, позволяют сделать ряд заключений: в системе высшего юридического образования проблема становления гуманистического мировоззрения будущего сотрудника ОВД как его личностно-профессиональной подсистемы до сих пор специально не рассматривалась, что приводило, в конечном итоге, к неподготовленности выпускника к целенаправленной и квалифицированной работе по гуманизации правоохранительной деятельности; в большинстве случаев “ мировоззренческий вакуум” молодого специалиста выпускника ВУЗа МВД ведет как к личностному, так и к профессиональному конформизму, заполняясь существующими в органах ОВД целевыми и ценностно-смысловыми приоритетами (чаще всего, авторитарного или манипулятивного характера), исходящими от референтной части коллектива; одним из путей решения названных выше проблем является внедрение в систему профессиональной подготовки будущего сотрудника специфических дополнений как содержательного, так и организационно-педагогического характера, обеспечивающих экзистенциально направленное развитие компонентов, составляющих мировоззрение и определяющих его ориентацию; практика подтвердила теоретический вывод о том, что личностнопрофессиональное мировоззрение является достаточно самостоятельной гуманитарной системой, и его становление основывается на общих принципах структурно-функциональной теории поэтапного развития гуманитарных систем, разработанной в рамках гуманитарно-системного подхода [47], [54], [57]; установлено, что успешному развитию у курсантов мировоззренческой позиции с экзистенциальной направленностью способствует взаимосвязанное сочетание аудиторной (лекционно-семинарской) работы и с тренингами по 105

[Back]