Справедливы утверждения этого автора о том что, во-первых, самопонимание осуществляется на основе дифференциаций представлений о себе, что приводит личность к структурированности и целостности своего «Я»; во-вторых, самопонимание носит уровневый характер, на самых высоких его уровнях происходит переструктурирование представлений о себе; в-третьих, самопонимание способствует согласованию продуктов самосознания и реальности. Но вместе с тем исследователь не приводит четкого определения самопонимания [133]. Б.В.Кайгородовым был предложен новый подход к этому вопросу, который позволил выделить самопонимание как самостоятельное явление, в ходе которого происходит постижение человеком смысла своего существования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальности. Продуктами самосознания выступают «Я-образ» и «Я-концепция», а реальность включает различные моменты жизнедеятельности человека. Положительном моментом такого подхода является внесение ясности в вопрос о том, что же можно назвать самопониманием и устранить путаницу в понятийном аппарате. До этого при анализе научной литературы мы не смогли найти детального и проработанного определения самопонимания, которое позволило бы четко выделить это понятие. Самопонимание, тесно связано с самосознанием, самоопределением личности, и является относительно самостоятельным процессом, имеющим свои психологические характеристики (онтогенез, структуру, уровни, механизмы). Самопонимание в рамках концепции о зависимости социализации и индивидуализации как основных процессов развития личности от уровня развития самопонимания рассматривается как механизм социального становления и развития личности в юношеском возрасте. В юношеском возрасте интенсивно развивается самосознание и все его компоненты (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), расширяются границы «Я» молодого человека, отмечается ясность в отграничении «Я» от «не Я». Развитие самосознания определяется 15 15 |
Есть точка зрения, которая определяет самопонимание как понимание личностью собственной мотивации, понимание себя через осознание причин, побуждающих к тем или иным поступкам (В.В.Знаков, И.А.Романова, З.Фрейд, К.Ясперс). Психоанализ рассматривает самопонимание как такое психическое образование, которое дает личности возможность изменяться в процессе понимания своих подавленных чувств, желаний, что ведет к личностной интеграции и противопоставляется механизмам защиты. В гуманистической психологии самопонимание рассматривается как предпосылка личностного роста и самоактуализации. Гуманистическая психология подчеркивает эмпатический характер самопонимания. Самопонимание тесно связано с самопринятием, положительной самооценкой и дает личности возможность более полно проживать свою жизнь. Исследование С.Кук-Грейтер вносит свой вклад в изучение этой проблемы. Справедливы утверждения этого автора о том что, во-первых, самопонимание осуществляется на основе дифференциаций представлений о себе, что приводит личность к структурированности и целостности своего «Я»; во-вторых, самопонимание носит уровневый характер, на самых высоких его уровнях происходит переструкгурирование представлений о себе; в-третьих, самопонимание способствует согласованию продуктов самосознания и реальности. Но вместе с тем исследователь не приводит четкого определения самопонимания [183]. Б.В.Кайгородовым был предложен новый подход к этому вопросу, который позволил выделить самопонимание как самостоятельное явление, в ходе которого происходит постижение человеком смысла своего существования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальности. Продуктами самосознания выступают «Я-образ» и «Я-концепция», а реальность включает различные моменты жизнедеятельности человека. Положительном моментом такого подхода является внесение ясности в вопрос о том, что же можно назвать самопониманием и устранить путаницу в понятийном аппарате. До этого при анализе научной литературы мы не смогли найти детального и проработанного опре деления самопонимания, которое позволило бы четко выделить это понятие. Самопонимание, тесно связано с самосознанием, самоопределением личности, и является относительно самостоятельным процессом, имеющим свои психологические характеристики (онтогенез, структуру, уровни, механизмы). Самопонимание в рамках концепции о зависимости социализации и индивидуализации как основных процессов развития личности от уровня развития самопонимания рассматривается как механизм социального становления и развития личности в юношеском возрасте. В юношеском возрасте интенсивно развивается самосознание и все его компоненты (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), расширяются границы «Я» молодого человека, отмечается ясность в отграничении «Я» от «не Я». Развитие самосознания определяется сменой расстановки сил с социализации на индивидуализацию, где преимущество отдается индивидуализации. Я-образы интегрируются в целостную систему, в которой устанавливается иерархия. Формируется целостное представление о себе. В этот возрастной период у молодых людей формируется новая социальная позиция, связанная с актуализацией деятельности по усвоению норм взаимоотношений между людьми, что постепенно обеспечивает осуществление процесса индивидуализации [65]. Особую актуальность в данном возрасте приобретают вопросы смысла жизни, назначения человека, выявления специфики собственного «Я», этические проблемы, проблемы самопознания и самовоспитан и я ^ ]. В юношеском возрасте происходит проявление интенциональности (направленности) «Я». Направленность является цементирующей основой личности, объединяющей в единое целое все её свойства. В этот период развивается личностная рефлексия. Исследования Н.И.Гуткиной показали, что основное отличие личностной рефлексии в юношеском возрасте в отличие от подросткового заключается в ослаблении аффективной окрашенности исследовательского процесса. Она считает, что развитие самосознания в раннем юношеском возрасте в значительной степени определяется формированием таких его аспектов, как личностная рефлексия и интроспек |