широкое пространство приложения сил и способностей. Молодые люди пытаются постичь смысл своего существования и от этого зависит выбор жизненного пути. А для этого необходимо понять самого себя, определить свои возможности, четко прогнозировать свои действия, чтобы действовать на основании этого прогноза и понимания себя. Л.И.Божович связывала самоопределение с пониманием. Она полагала, что самоопределение это не только понимание своих возможностей и склонностей, но и понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [11]. В этот период молодые люди осознанно принимают решения и чувствуют за них ответственность. По мере приобретения опыта принятия самостоятельных решений, принятия ответственности за последствия своих действий и поступков происходит самоопределение личности: нахождение смысла своей жизни, формирование реальных жизненных планов, соответствующих уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным способностям. В юношеском возрасте происходит развитие согласованности во внешних и внутренних источниках получения информации о себе. Отмечается внутренняя гармонизация. Но это происходит не всегда, так как проблемы самоопределения могут привести, и часто приводят, к внутренним конфликтам. По Э. Эриксону, главный признак юности новые поиски самоидентичности. Для всех молодых людей важно найти свое место в обществе, построить новые отношения с другими. Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, в юности молодые люди впервые сталкиваются с кризисом смысла жизни. Кризис юности это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Психологической основой кризиса юности является сравнение идеального Я с реальным. Но идеальное Я еще не выверено, а реальное еще полностью не оценено самой личностью. Происходит встреча идеашных жизненных планов и социальной реальности. Встреча с реальностью приводит к 17 17 |
ция. Возрасту ранней юности гораздо более интересен свой внутренний мир, нежели внутренний мир других людей [47]. Г.В.Снепирева отмечает в своих исследованиях структуры «Я», что для старшеклассников характерна потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека. Эта позиция предполагает существенную перестройку его личности, направленную на то, чтобы выработать свою новую идентичность [143]. На основе качественных и количественных изменений в самосознании в юношеском возрасте происходит интенсивное развитие самопонимания. Развитию самопонимания способствует также то, что в данном возрасте молодой человек стоит перед решением проблемы личностного и профессионального самоопределения. В юношеском возрасте перед молодыми людьми открывается широкое пространство приложения сил и способностей. Молодые люди пытаются постичь смысл своего существования и от этого зависит выбор жизненного пути. А для этого необходимо понять самого себя, определить свои возможности, четко прогнозировать свои действия, чтобы действовать на основании этого прогноза и понимания себя. Л.И.Божович связывала самоопределение с пониманием. Она полагала, что самоопределение это не только понимание своих возможностей и склонностей, но и понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [17]. В этот период молодые люди осознанно принимают решения и чувствуют за них ответственность. По мере приобретения опыта принятия самостоятельных решений, принятия ответственности за последствия своих действий и поступков происходит самоопределение личности: нахождение смысла своей жизни, формирование реальных жизненных планов, соответствующих уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным способностям. В юношеском возрасте происходит развитие согласованности во внешних и внутренних источниках получения информации о себе. Отмечается внутренняя гармонизация. Но это происходит не всегда, так как проблемы самоопределения могут привести, и часто приводят, к внутренним конфликтам. По Э. Эриксону, главный признак юности новые поиски самоидентичности. Для всех молодых людей важно найти свое место в обществе, построить новые отношения с другими. Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, в юности молодые люди впервые сталкиваются с кризисом смысла жизни. Кризис юности это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Психологической основой кризиса юности является сравнение идеального Я с реальным. Но идеальное Я еще не выверено, а реальное еще полностью не оценено самой личностью. Происходит встреча идеальных жизненных планов и социальной реальности. Встреча с реальностью приводит к рассекречиванию собственной самости, переживанию чувств утраты прежних ценностей, представлений и связанное с этим разочарование, что и позволяет квалифицировать период юности как критический. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм и др. [141]. Кризис может проявляться внешней агрессивностью, развязностью, чувством собственной неполноценности молодых людей [116]. Такая картина, наблюдаемая в поздней юности, в период студенчества, по аналогии схожа с развитием подростка. Взаимосвязанный характер развития личности молодого человека в юношеском возрасте и развития общества находит отражение в концепции А.В.Петровского. Согласно предложенной им обобщенной модели развития личности, специфической особенностью юности является процесс развития в коллективе. Он считает, что адаптация, индивидуализация и интеграция в коллективе обеспечивает становление зрелой личности человека и является условием формирования самого коллектива [116]. На юношеском этапе онтогенеза у молодых людей самопонимание фиксируется в степени осмысления «Я» молодого человека в системе общественных отношений, то есть, согласно Д.И.Фельдштейну, в позициях «Я и общество» и «Я в обществе» [151]. |