рассекречиванию собственной самости, переживанию чувств утраты прежних ценностей, представлений и связанное с этим разочарование, что и позволяет квалифицировать период юности как критический. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм и др. [98]. Кризис может проявляться внешней агрессивностью, развязностью, чувством собственной неполноценности молодых людей. Такая картина, наблюдаемая в поздней юности, в период студенчества, но аналогии схожа с развитием подростка. Взаимосвязанный характер развития личности молодого человека в юношеском возрасте и развития общества находит отражение в концепции А.В.Петровского. Согласно предложенной им обобщенной модели развития личности, специфической особенностью юности является процесс развития в коллективе. Он считает, что адаптация, индивидуализация и интеграция в коллективе обеспечивает становление зрелой личности человека и является условием формирования самого коллектива [75]. На юношеском этапе онтогенеза у молодых людей самопонимание фиксируется в степени осмысления «Я» молодого человека в системе общественных отношений, то есть, согласно Д.И.Фельдштейну, в позициях «Я и общество» и «Я в обществе» [П8]. Самопонимание как структурный компонент самосознания способствует осознанию общего смыслообразующего устремления личности (перспективы, идеалы, ценности), что находит отражение в «Я-концепции». Важное значение в развитии самопонимания Б.В.Кайгородов придает взаимодействию двух процессов: социализации и индивидуализации, их асинхронности и ассимегричности проявления. Симметрия, гармония достигается путем самопонимания, что и будет определять его как механизм социального созревания личности человека [42]. Мы рассмотрели основные подходы к исследованию проблемы «самопонимание». Для дальнейшего прояснения этой проблемы выделим содержательные и динамические характеристики самопонимания. 18 18 |
Для всех молодых людей важно найти свое место в обществе, построить новые отношения с другими. Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, в юности молодые люди впервые сталкиваются с кризисом смысла жизни. Кризис юности это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Психологической основой кризиса юности является сравнение идеального Я с реальным. Но идеальное Я еще не выверено, а реальное еще полностью не оценено самой личностью. Происходит встреча идеальных жизненных планов и социальной реальности. Встреча с реальностью приводит к рассекречиванию собственной самости, переживанию чувств утраты прежних ценностей, представлений и связанное с этим разочарование, что и позволяет квалифицировать период юности как критический. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм и др. [141]. Кризис может проявляться внешней агрессивностью, развязностью, чувством собственной неполноценности молодых людей [116]. Такая картина, наблюдаемая в поздней юности, в период студенчества, по аналогии схожа с развитием подростка. Взаимосвязанный характер развития личности молодого человека в юношеском возрасте и развития общества находит отражение в концепции А.В.Петровского. Согласно предложенной им обобщенной модели развития личности, специфической особенностью юности является процесс развития в коллективе. Он считает, что адаптация, индивидуализация и интеграция в коллективе обеспечивает становление зрелой личности человека и является условием формирования самого коллектива [116]. На юношеском этапе онтогенеза у молодых людей самопонимание фиксируется в степени осмысления «Я» молодого человека в системе общественных отношений, то есть, согласно Д.И.Фельдштейну, в позициях «Я и общество» и «Я в обществе» [151]. Самопонимание как структурный компонент самосознания способствует осознанию общего смыслообразующего устремления личности (перспективы, идеалы, ценности), что находит отражение в «Я-концепции». Важное значение в развитии самопонимания Б.В.Кайгородов придает взаимодействию двух процессов: социализации и индивидуализации, их асинхронности и ассиметричности проявления. Симметрия, гармония достигается путем самопонимания, что и будет определять его как механизм социального созревания личности человека [65]. Мы рассмотрели основные подходы к исследованию проблемы «самопонимание». Для дальнейшего прояснения этой проблемы выделим содержательные и динамические характеристики самопонимания. Существенной характеристикой понимания и самопонимания является способность осмыслять, постигать содержание, выяснять смысл понимаемого. Понимая себя, человек осмысляет информацию о себе, постигает смысл своего существования (В.В.Знаков, И.А.Романова). Важной для данного исследования является позиция М.М.Бахтина, который рассматривает понимание как диалог [12, 83]. Самопонимание тоже осуществляется как диалог, но этот диалог идет с самим собой. Согласно У.Джеймсу, личность разделена на две важнейшие составляющие: «Япознающее» «Я как субъект» и «Я-познаваемое» «Я как объект». Диалог реализуется посредством языка, поэтому он и становится важным средством понимания реальной действительности. «К языку ... мы прибегаем и тогда, когда пытаемся осознать себя самих, понять переживания и другие проявления нашей личной жизни» [74, с.214]. Если у нас нет четких, ясных словесных форм, то нет четкости, ясности и в самих мыслях, нет полного понимания того, о чем мы говорим. С помощью языка происходит формирование представлений о собственном «Я», уточнение этих представлений, преобразование их. Плодотворное общение способствует развитию самопонимания. На этом принципе основываются в своей деятельности многие практические психотерапевты и консультанты. |