Проверяемый текст
Агафонова, Светлана Валентиновна; Психологические условия развития эмоционального компонента самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 2006)
[стр. 19]

Существенной характеристикой понимания и самопонимания является способность осмыслять, постигать содержание, выяснять смысл понимаемого.
Понимая себя, человек осмысляет информацию о себе, постигает смысл своего существования (В.В.Знаков, И.А.Романова).
Важной для данного исследования является позиция М.М.Бахтина, который рассматривает понимание как диалог
[7].
Самопонимание тоже осуществляется как диалог, но этот диалог идет с самим собой.
Согласно У.Джеймсу, личность разделена на две важнейшие составляющие: «Япознающее» «Я как субъект» и «Я-познаваемое» «Я как объект».
Диалог реализуется посредством языка, поэтому он и становится важным средством понимания реальной действительности.
«К языку ...
мы прибегаем и тогда, когда пытаемся осознать себя самих, понять переживания и другие проявления нашей личной жизни».

Если у нас нет четких, ясных словесных форм, то нет четкости, ясности и в самих мыслях, нет полного понимания того, о чем мы говорим.

С помощью языка происходит формирование представлений о собственном «Я», уточнение этих представлений, преобразование их.
Плодотворное общение способствует развитию самопонимания.
На этом принципе основываются в своей деятельности многие практические психотерапевты и консультанты.

При переходе от непонимания к пониманию можно проследить развертывание процесса понимания.
Постепенное, поэтапное протекание процесса понимания позволило ряду исследователей
(П.П.Блонскому, М.М.Бахтину, С.В.Кондратьевой, А.Р.Лурии, Н.Г.
Морозовой и др.) выявить в нем ряд стадий.
Выделение стадий позволяет предполагать уровневый характер понимания.
Рассмотрев стадии (уровни) понимания, можно предположить, что та или иная стадия процесса понимания будет характеризовать глубину понимания.
На высшем уровне понимания к когнитивным процессам подключаются эмоциональные, объективное понимание дополняется эмоциональным пониманием субъективной стороны явлений (выявление личностного смысла событий).

Самопонимание также как и понимание носит
19 19
[стр. 13]

языка, поэтому он и становится важным средством понимания реальной действительности.
Если у нас нет четких, ясных словесных форм, то нет четкости, ясности и в самих мыслях, нет полного понимания того, о чем мы говорим
[74].
Важным также является мнение ряда исследователей (Л.П.Доблаев, Р.Нисбетт, Jl.Pocc) о том, что понимание является результатом не пассивного, а активного отношения к явлениям действительности [131, 159].
Для нас значима мысль Рубинштейна С.Л.
о том, что понимание как процесс это всегда переход от непонимания к пониманию.
Непонимание является движущей силой процесса понимания.
По свидетельству Т.А.Ратановой важную роль для активизации познавательной деятельности играет проблемная ситуация, когда человек не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний [124].
Продуктивность непонимания, по мнению ряда исследователей (В.П.Зинченко, B.АЛекторский, А.А.Смирнов), связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла.
Точки развития и роста человека как раз и находятся в дельте понимания-непонимания.
При переходе от непонимания к пониманию можно проследить развертывание процесса понимания.
Постепенное, поэтапное протекание процесса понимания позволило ряду исследователей
(М.М.Бахтину, П.П.Блонскому, C.В.Кондратьевой, А.РЛурии, Н.Г.Морозовой и др.) выявить в нем ряд стадий.
Выделение стадий позволяет предполагать уровневый характер понимания.
Рассмотрев стадии (уровни) понимания, можно предположить, что та или иная стадия процесса понимания будет характеризовать глубину понимания.
На высшем уровне понимания к когнитивным процессам подключаются эмоциональные, объективное понимание дополняется эмоциональным пониманием субъективной стороны явлений (выявление личностного смысла событий).

Мы рассмотрели различные научные подходы к определению понимания, рассмотрели его содержательную и процессуальную стороны и в дальнейшем, при рассмотрении проблемы самопонимания, будем опираться на результаты проделанной работы.


[стр.,19]

Самопонимание как структурный компонент самосознания способствует осознанию общего смыслообразующего устремления личности (перспективы, идеалы, ценности), что находит отражение в «Я-концепции».
Важное значение в развитии самопонимания Б.В.Кайгородов придает взаимодействию двух процессов: социализации и индивидуализации, их асинхронности и ассиметричности проявления.
Симметрия, гармония достигается путем самопонимания, что и будет определять его как механизм социального созревания личности человека [65].
Мы рассмотрели основные подходы к исследованию проблемы «самопонимание».
Для дальнейшего прояснения этой проблемы выделим содержательные и динамические характеристики самопонимания.
Существенной характеристикой понимания и самопонимания является способность осмыслять, постигать содержание, выяснять смысл понимаемого.
Понимая себя, человек осмысляет информацию о себе, постигает смысл своего существования (В.В.Знаков, И.А.Романова).
Важной для данного исследования является позиция М.М.Бахтина, который рассматривает понимание как диалог
[12, 83].
Самопонимание тоже осуществляется как диалог, но этот диалог идет с самим собой.
Согласно У.Джеймсу, личность разделена на две важнейшие составляющие: «Япознающее» «Я как субъект» и «Я-познаваемое» «Я как объект».
Диалог реализуется посредством языка, поэтому он и становится важным средством понимания реальной действительности.
«К языку ...
мы прибегаем и тогда, когда пытаемся осознать себя самих, понять переживания и другие проявления нашей личной жизни»
[74, с.214].
Если у нас нет четких, ясных словесных форм, то нет четкости, ясности и в самих мыслях, нет полного понимания того, о чем мы говорим.
С помощью языка происходит формирование представлений о собственном «Я», уточнение этих представлений, преобразование их.
Плодотворное общение способствует развитию самопонимания.
На этом принципе основываются в своей деятельности многие практические психотерапевты и консультанты.


[стр.,20]

При переходе от непонимания к пониманию можно проследить развертывание процесса понимания.
Постепенное, поэтапное протекание процесса понимания позволило ряду исследователей (П.П.Блонскому, М.М.Бахтину, С.В.Кондратьевой, А.РЛурии, Н.Г.
Морозовой и др.) выявить в нем ряд стадий.
Выделение стадий позволяет предполагать уровневый характер понимания.
Рассмотрев стадии (уровни) понимания, можно предположить, что та или иная стадия процесса понимания будет характеризовать глубину понимания.
На высшем уровне понимания к когнитивным процессам подключаются эмоциональные, объективное понимание дополняется эмоциональным пониманием субъективной стороны явлений (выявление личностного смысла событий).
Самопонимание также как и понимание носит
уровневый характер [60].
Важным также является мнение ряда исследователей (Л.П.Доблаев, Р.Нисбетт, JI.Pocc) о том, что понимание является результатом не пассивного, а активного отношения к явлениям действительности [131,159].
Данное выше определение самопонимания позволило считать его самостоятельным процессом, выполняющим ряд важных функций: постижение смысла своего существования, самоконтроль, саморегуляция, формирование и оценка тезауруса личности растущего человека.
Самопонимание систематизирует, иерархизирует представления о себе и вызванные ими переживания.
Самопонимание дает возможность предсказывать поведение.
Оно способствует формированию успешности молодого человека как в деятельности, так и в общении [65].
Положительное отношение к себе как следствие развития самопонимания способствует позитивному отношению к будущему, целевой детерминации, интеграции целей и отслеживанию цепочки «способность цель будущее».
Выявлена положительная связь уровня мотива общения у молодых людей с уровнем развития самопонимания.
Средний уровень тревожности, как следствие критичности к себе, заставляет сомневаться в себе, а это создает почву для самопонимания.
Самопонимание коррелирует с уровнем субъективного контроля молодых людей.
Найдена связь между самопониманием и ин

[Back]