Проверяемый текст
Чекмарев, Эдуард Владимирович; Политическое участие молодежи в постсоветский период (Диссертация 2003)
[стр. 48]

Буддизм, как сердцевина менталитета ряда пародов, стимулирует политическую активность, поскольку, согласно Будде, дела человеческие зависят от собственных усилий людей.
Православие, напротив, культивирует покорность, терпение, сковывая политическое участие молодых людей.

Таким образом, политическое участие молодежи представляет нацеленную в будущее политическую ориентацию и деятельность, направленную на реальное воплощение интересов молодежи путем специфических средств для выработки и принятия политических решений, а также контроля за качеством их исполнения реального властвования.
Политическое участие молодежи осуществляется в разных его проявлениях, в том числе и в
протестной форме, которое представляет собой индикатор нестабильности политической системы и побуждает власти к ее реформированию.
В политико-социальной литературе к протестным формам обычно относят различные проявления коллективных действий.
Протестная форма участия включает в себя широкий круг явлений.
Это и «оспаривание», «отрицание» всей социальной действительности, самих принципов общественного устройства, и неприятие лишь каких-то отдельных сторон общественно-политической жизни, и выступление против некоторых тенденций в политике.
Необходимо иметь в виду, что политический протест в отличие от других форм
участия не является продолжительным, в нем не применяются такие формы насилия, как при восстании или революции.
С точки зрения политики управления протест является показателем социального самочувствия и развития динамики социальных ожиданий населения в целом или отдельных его социальных групп.

С точки зрения социальной науки растущие расхождения между ожиданиями и реальностью приводят к усилению неудовлетворенности.
Появляется тенденция к поиску форм участия в протестных действиях.

В поисках путей разрешения сугубо молодежных проблем в рамках обозначенных факторов молодежь все больше склоняется к стабилизирующим формам участия, заключающимся в сотрудничестве с 48
[стр. 46]

система, политический режим, политическая жизнь, менталитет, международные отношения, мировоззрение.
Если политическая система демократична, она располагает целым рядом общественно-политических институтов, в которых молодежь может проявить себя, решить собственные проблемы, защитить свои интересы.
Авторитарная политическая система открывает лишь определенную нишу политического участия молодежи, жестко контролирует формы и методы такого участия.
В тесной связи находятся политическое участие и политический режим.
Режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти господствующего класса ограничивает политическое участие молодежи cyiy6o интересами власти.
Наиболее полно такой интерес проявился в деятельности гитлерюгенда при фашистском режиме.
Исключительно важную роль в развитии политического участия играет менталитет.
Используя это понятие в качестве особого склада ума, психических свойств и качеств, нельзя не заметить политической раскрепощенности молодежи европейских стран и сдержанного проявления собственного «я» в странах Востока, в том числе и России.
Так, приверженность к конфуцианству в Китае привела к резкому противопоставлению норм добродетели нормам закона.
Добродетель в трактовке Конфуция —это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбия, забота о людях.
В частности, он считал, что власть должна обеспечивать безопасность народа, заботиться о его сытости и умело использовать поддержку народа1.
Единство моральных и правовых явлений в менталитете человека делает более взвешенным подход в выборе средств политического участия.
Буддизм, как сердцевина менталитета ряда
народов, стимулирует политическую активность, поскольку, согласно Будде, дела человеческие зависят от собственных усилий людей.
Православие, напротив, культивирует покорность, терпение, сковывая политическое участие молодых людей.

См.: Россия-2000.
Современная политическая история.
Хроника и аналитика.
М., 2000, С.
199.
]

[стр.,48]

во всех отношениях; в) равновесие и равенство триады: человек общество государство1.
Политик восточного типа Ясухиро Накасонэ, отдавший в XX веке 45 лет политике, отмечал, что в либерально-демократическом обществе здравомыслие рождается в результате баланса с бездонной мудростью истории12.
В унисон ему мысли отечественного политика Ульянова-Ленина: «Безграмотный человек стоит вне политики»3.
Следовательно, политическое участие невозможно без определенного уровня мировоззрения.
Его предельные параметры должны содержать осознание молодым человеком собственного «я» в системе общественно значимых ценностей, готовность приумножить национально-государственные богатства страны и использование собственного потенциала для достижения поставленной цели.
Таким образом, политическое участие молодежи представляет нацеленную в будущее политическую ориентацию и деятельность, направленную на реальное воплощение интересов молодежи путем специфических средств для выработки и принятия политических решений, а также контроля за качеством их исполнения реального властвования.
Политическое участие молодежи осуществляется в разных его проявлениях, в том числе и в
протестном выражении, которое представляет собой индикатор нестабильности политической системы и побуждает власти к ее реформированию.
В политико-социальной литературе к протестным формам обычно относят различные проявления коллективных действий.
Протестная форма участия включает в себя широкий круг явлений.
Это и «оспаривание», «отрицание» всей социальной действительности, самих принципов общественного устройства, и неприятие лишь каких-то отдельных сторон общественнополитической жизни, и выступление против некоторых тенденций в политике.
Необходимо иметь в виду, что политический протест в отличие от других форм
1Руссо Ж.
Ж.
О причинах неравенства.
М., 1958.
С.
3-9.
2 Ясухиро Накасонэ.
11олгитика и жизнь.
М., 1994.
С.
289.
3Ленин В.
И.
Поли.
собр.
соч.
Т.
44.
С.
174.


[стр.,49]

49 т ♦ участил не является продолжительным, в нем не применяются такие формы насилия, как при восстании или революции.
С точки зрения политики управления протест является показателем социального самочувствия и развития динамики социальных ожиданий населения в целом или отдельных его социальных групп.

Растущие расхождения между ожиданиями и реальностью приводят к усилению неудовлетворенности.
Появляется тенденция к поиску форм участия в протестных действиях.

Исследования английского и особенно французског общества 70-х годов прошлого века показали, что протестный потенциал свойственен группам со средним уровнем удовлетворенности своим положением, а также всем возрастным группам молодежи.
Массовые политические настроения последних 15 лет отечественной истории в значительной степени носили протестный характер.
Дело в том, что в сознании широких слоев общества первые перестроечные годы были представлены в массовом сознании как время, которое должно отличаться быстрыми и ощутимыми позитивными результатами во многих областях жизни.
На формирование таких ожиданий была направлена деятельность мощного партийного аппарата и средств массовой информации.
В результате начало 90-х годов ознаменовалось столкновением двух волн протестного настроения.
С одной стороны сторонники демократической ориентации, с другой защитники социалистических идеалов.
По мере развития демократических идеалов и их явной «прозападнической» ориентации мотивация протеста переместилась в русло патриотических ценностей.
Однако высокого накала активности в этом направлении не произошло, за исключением нескольких акций молодежи у стен американского посольства.
Утверждение новых общественных отношений и, прежде всего, властных структур, в значительной степени парализовали сферу протестного участия.
Среди причин, ослабляющих шансы такой формы политического действия, можно отметить высокий уровень апатии, разобщенность, уход в проблемы самовыживания, забота о карьере, низкая политико-правовая культура, отсутствие харизмэтически одаренных лидеров, слабая ориентация населения в целом на отстаивание своих

[Back]