Проверяемый текст
Чекмарев, Эдуард Владимирович; Политическое участие молодежи в постсоветский период (Диссертация 2003)
[стр. 92]

м л а д ш е г о поколений были р а з н о н а п р а в л е н н ы м и , и р а з л о м касался таких к л ю ч е в ы х понятий, как «социализм», «равенство», « к о л л е к т и в и з м » , с о д н о й стороны, так и «демократия», «собственность», « и н д и в и д у а л и з м » , с д р у г о й , то к середине 90-х годов XX века д е ф о р м а ц и я п о л и т и ч е с к о й культуры б ы л а в значительной степени преодолена.
С т а р ш е е поколение признало в своем б о л ь ш и н с т в е право на собственность и с в о б о д у л и ч н о с т и , а м л а д ш е е осознало значимость коллективизма и социальной з а щ и щ е н н о с т и л и ч н о с т и .
Однако
м о л о д е ж ь начала X X I века в России п р о ш л а л и ш ь часть пути к сознательному политическому участию.
О н а осознала н е о б
х о д и м о с т ь самостоятельного политического творчества, но не приобрела опыта и ответственности.
В этой связи встает проблема определения главного вектора формирования политической культуры молодежи.
На н а ш взгляд, в н а ч а л е XXI века складывается благоприятная обстановка ф о р м и р о в а н и я политической культуры молодежи по л и н и и сочетания п р и з н а н н ы х ценностей, таких как: долг, обязанность, консенсус, п о д ч и н е н и е интересов личности интересам группы, уважение к праву и государству, право
па самоорганизацию личности.
Необходим последовательный переход к главному требованию правового государства, з а к л ю ч а ю щ е м у с я в том, что «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого».
Создание единой модели политической культуры, о т р а ж а ю щ е й особенности исторического развития России, м о ж е т с л у ж и т ь ф у н д а м е н т о м развития политического участия молодежи.
В этой связи встает проблема совершенствования деятельности институтов политической социализации.

Нарастание проблем молодежи в контексте глобальных о б щ е с т в е н н ы х преобразований и социальных потрясений в России на р у б е ж е веков привело к осознанию необходимости возвращения воспитания как института.
Среди различных направлений воспитания у ч ё н ы е и практики вновь а к т у а л и з и р у ю т сегодня проблемы ф а ж д а н с к о г о воспитания м о л о д ё ж и .
И м е н н о поэтому в развитие Федеральной программы патриотического воспитания граждан на 92
[стр. 42]

Характер современного политического участия молодежи в значительной степени обусловлен уровнем политической культуры молодежи и общества в целом.
Переходное состояние современного общества наложило свой отпечаток и на политическую культуру молодежи.
Последняя оказалась между молотом и наковальней исторически сложившегося политико-культурного генотипа и зарождающихся новых институтов, механизмов власти, духовных ценностей.
Налицо противоречивость ценностных ориентаций молодежи.
С одной стороны, идет передача от поколения к поколению традиционных российских ценностей, таких, как этатизм, авторитаризм, коллективизм, соборность, солидаризм, анархизм.
С другой стороны, сохраняются идеалы советского прошлого, которые ввиду ухудшения материально-экономического состояния определенной части молодежи становятся весьма привлекательными.
Главные ценностные ориентации советского периода представлены в современной политической культуре в виде идеализма, вождизма, уравнительного распределения, национализма, протестного поведения.
В-третьих, довольно основательно проявил себя слой молодежи, ориентированной на модернистские ценности.
Среди них особое предпочтение отдается правам и свободам человека, ориентации на рынок и демократию, индивидуализм.
В то же время, достаточно отчетливо прослеживается тенденция перехода от разлома в политической культуре «отцов» и «детей» к конформизму.
Если в конце 80-х годов политические культуры старшего и младшего поколений были разнонаправленными, и разлом касался таких ключевых понятий, как «социализм», «равенство», «коллективизм», с одной стороны, так и «демократия», «собственность», «индивидуализм», с другой, то к середине 90-х годов XX века деформация политической культуры была в значительной степени преодолена.
Старшее поколение признало в своем большинстве право на собственность и свободу личности, а младшее осознало значимость коллективизма и социальной защищенности личности.
Однако
современная молодежь России прошла лишь часть пути к сознательному политическому участию.
Она осознала необ


[стр.,43]

ходимость самостоятельного политического творчества, по не приобрела опыта и ответственности.
В этой связи встает проблема определения главного вектора формирования политической культуры молодежи.
На наш взгляд, в начале XXI века складывается благоприятная обстановка формирования политической культуры молодежи по линии сочетания признанных ценностей, таких как: долг, обязанность, консенсус, подчинение интересов личности интересам группы, уважение к праву и государству, право
на самоорганизацию личности.
Необходим последовательный переход к главному требованию правового государства, заключающемуся в том, что «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого».
Создание единой модели политической культуры, отражающей особенности исторического развития России, может служить фундаментом развития политического участия молодежи.
В этой связи встает проблема совершенствования деятельности институтов политической социализации
молодежи в русле прежде всего политической аксеологии1.
На наш взгляд, существует необходимость и в повышении политической культуры молодежи в целом.
Так, согласно нашему анкетированию (766 человек, ноябрь 2002 года), на вопрос: Как Вы сами оцениваете уровень политических знаний, своей политической культуры?» 77,6% ответили «мой уровень политической культуры средний»; 18,7% считали: «мой уровень политической культуры низкий».
Характерно, что число респондентов, посчитавших «свой уровень политической культуры высоким», не составило и одного процента*2.
Нам представляется, что будь у студентки Нижнего Новгорода Нины Девяткиной более высокий уровень политической культуры, она вряд ли бы стала выражать свой политический протест, свое п политическое участие, так, как она это выразила3.
Аксеология учение о ценностях.
Использование понятия «ценность» в специальном смысле нравственно должного восходит к Иммануилу Канту.
2 Конкретно, по каждому из 37-и муниципальных объединений области, названный показатель см.
в приложении №2, 9-ыи пункт анкеты.
3 На проходящей 27 января 2003 года совещании в мэрии Нижнего Новгорода студентка Н.
Девяткина, быстро подойдя к столу президиума совещания и крикнув; «нет реформам ЖКХ», бросила торт в лицо мэра города.
Об этом сообщали многие центральные СМИ.

[Back]