50 стремление к превосходству. Агрессивное или выражаясь словами А. Адлера, «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения от открытого до символического, каким, например, является хвастовство его цель состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы связанные с причинением боли и унижением ритуалы, обряды, конвенционные формы наказаний и т.п. Кроме того, по А. Адлеру, всякое контрпринуждение, то есть ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. Антитезой насилия, понимаемого как злоупотребление властью, в индивидуальной психологии А. Адлера является «категорическая ненасильственность» (181). Анализируя подходы психоанализа и неопсихоанализа к исследованию агрессивности, уместно привести замечание Л.И. Божович о том, что неопсихоаналитики, пытаясь преодолеть биологизм 3. Фрейда в противопоставлении индивида и общества, трактуют социальность не как результат антропои социогенеза, а как абстрактное антропологическое качество человека, в результате чего существенных сдвигов в позициях исследователей не наблюдается (28). Таким образом, проанализировав подходы к пониманию агрессии в психоанализе и неопсихоанализе, можно сделать вывод, что взгляды исследователей по данной проблеме неоднозначны. Понимание агрессии как ортодоксальном психоанализе попытку отойти от этой точки зрения в неопсихоанализе. Понимание причин развития агрессивности анализа в обществе (К. Хорни, Э. Фромм), или в группе (А. Адлер). |
16 зывает конкуренцию между людьми, а, следовательно, и враждебность. Автор рассматривает такие условия воспитания, как унижение достоинства и несправедливость наказания, что в свою очередь порождает агрессию как защитную реакцию ребенка. Отмечается, что родители опираются на авторитаризм в воспитании своих детей, вследствие чего агрессия ребенка подавляется страхом перед родителями и проявляется косвенно в жестоком обращении с животными, в стремлении причинить боль слабому существу и т.д. Анализируя положение З.Фрейда о врожденном характере стремления к агрессии, К. Хорни подчеркивает, что такой взгляд на природу агрессивности человека парализует все усилия, направленные на изменение условий, вызывающих деструктивное поведение (192). Она уверенна в том, что общество вполне может созидательно участвовать в процессе развития личности. Пересмотр идей 3. Фрейда, на природу агрессивности, проделан А. Адлером, утверждающим, что каждому человеку присуще чувство неполноценности, порождающее стремление индивида к компенсации дефекта. С комплексом неполноценности связано стремление к власти. Он утверждает, что у человека существует врожденное побуждение стремление к привязанности (социальное чувство), которое регулирует поведение индивида. Учены асоциальное поведение является следствием недоразвития социального чувства, отрицает понимание агрессивности как неизбежной стороны личности (5). Анализируя подходы психоанализа и неопсихоанализа к исследованию агрессивности, уместно привести замечание Л.И. Божович о том, что неопсихоаналитики, пытаясь преодолеть биологизм З.Фрейда в противопоставлении индивида и общества, трактуют социальность не как результат антропои социогенеза, а как абстрактное антропологическое качество человека, в результате чего существенных сдвигов в позициях исследователей не наблюдается (22). Таким образом, проанализировав подходы к пониманию агрессии в психоанализе и неопсихоанализе, можно сделать вывод, что взгляды исследователей по данной проблеме неоднозначны. Понимание агрессии как инстинкта в ортодоксальном психоанализе встретило критику и попытку отойти от этой точки зрения в неопсихоанализе. Понимание причин развития агрессивности здесь идет из анализа отношений в обществе (К. Хорни, Э. Фромм), или в группе (А. Адлер). |