Проверяемый текст
Заостровцева, Мария Николаевна; Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков (Диссертация 2003)
[стр. 51]

51 Аналогичного понимания природы агрессии придерживается и основоположник этологии К.
Лоренц.

Однако, он считает, что отождествление агрессии с «инстинктом смерти» является неверным
(112).
Таким образом, представитель этологического подхода К.
Лоренц соединил в своей теории два элемента.
Первый
это гидравлическая модель агрессии, которая указывает на механизм возникновения агрессии.
Второй идея, что агрессивность служит делу самой жизни, способствует выживанию индивида и всего вида.
Однако инстинкт, служащий у животных сохранению вида, у человека «перерастает в гротесковую бессмысленную форму» и «выбивает его из колеи».
Агрессивность из помощника превращается в угрозу выживания (194, с.
34-35).
К.
Лоренц так же, как и сторонники психоанализа, предлагает направлять агрессивность детей к вещам, заменяющим их причину.
Спорт, по его мнению, имеет агрессивное начало и поэтому дает возможность истощения и отвода спонтанно проистекающей агрессивной энергии
(112).
В современной литературе приводятся объяснения агрессивности и в социобиологическом подходе, где она понимается как средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

Любопытна приводимая здесь же так называемая «охотничья гипотеза», согласно которой «именно охотничий инстинкт как результат естественного
отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида» (36, с.
36).
В литературе немало работ посвящено анализу и критике данных подходов
(3.
Фромм, В.
Холличер) (194).
Подводя итог в анализе подходов, постулирующих врожденный характер агрессивности у человека отметим, что, несмотря на самые разнообразные трактовки данного вопроса, их смысл заключается в том, что агрессия есть
[стр. 17]

17 Аналогичного понимания природы агрессии придерживается и основоположник этологии К.
Лоренц
(105).
Однако он считает, что отождествление агрессии с «инстинктом смерти» является неверным.

Ученый предлагает четыре способа, которые помогут исправить людей и преодолеть агрессивный инстинкт: первый способ «переориентирование агрессии на другой объект; второй сублимация агрессивного потенциала; третий разумное и критическое овладение реакцией воодушевления, которая должна быть направлена на науку и искусство; четвертый направленная евгеника это способ, позволяющий избавиться от агрессивного инстинкта, который он считает теоретически возможным, но нежелательным.
Так как взаимодействие различных побуждений очень сложно, то исчезновение одного из них (агрессии), по его мнению, приведет к непредсказуемым последствиям.
Таким образом, представитель этологического подхода К.
Лоренц соединил в своей теории два элемента.
Первый
состоит в том, что человеческая агрессивность является врожденной и, как у животных, способствует выживанию вида и особи.
Согласно К.
Лоренцу, Homo sapiens как один из многих видов животного мира обладает инстинктом агрессии.
В качестве примера он указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы.
Второй элемент (тезис о гидравлическом характере накопившейся энергии) помогает К.
Лоренцу объяснить жестокость и разрушительные тенденции человека.
К.
Лоренц так же, как и сторонники психоанализа, предлагает направлять агрессивность детей к вещам, заменяющим их причину.
Спорт, по его мнению, имеет агрессивное начало и поэтому дает возможность истощения и отвода спонтанно проистекающей агрессивной энергии
(105).
В современной литературе приводятся объяснения агрессивности и в социобиологическом подходе, где она понимается как средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе
(28, 37).
Любопытна приводимая здесь же так называемая «охотничья гипотеза», согласно которой «именно охотничий инстинкт как результат естествен


[стр.,18]

18 ного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида» (28, 36).
В литературе немало работ посвящено анализу и критике данных подходов
(Э.
Фромм (184), В.
Холличер (196)).
Так Э.
Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» приводит факты из нейрофизиологии, антропологии, поведения животных, палеонтологии, опровергающие положения сторонников этой трактовки (184).
Подводя итог в анализе подходов, постулирующих врожденный характер агрессивности у человека отметим, что, несмотря на самые разнообразные трактовки данного вопроса, их смысл заключается в том, что агрессия есть
следствие инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороной личности и ослабить ее можно путем направления агрессивной энергии в социально приемлемые формы.
В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения, фрустрационная теория Дж.
Долларда и его коллег положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии.
Основные положения заключаются в следующем: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации.
В данной теории выдвигается идея, основанная на необихевиористических концепциях о том, что движущей силой развития человеческой личности является фрустрация, которая всегда существует, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются препятствия.
Они могут носить разный характер, выступая в виде физических, моральных, духовных фрустраций.
Вся жизнь заключается в борьбе с ними.
Агрессия, как основной вид борьбы с фрустрацией, может проявляться в различной модальности и различной форме в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма (у подростков); в виде проявлений садизма и мазохизма; в виде депрессии и гнева (62).
Наиболее убедительно доказывает отсутствие жесткой связи между фрустрацией и агрессией Л.
Берковиц.
Агрессивное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии (аверсивный стифрустрация агрессивному

[Back]