Проверяемый текст
Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Изда­тельство ACT», 2002.
[стр. 42]

42 Каждый из этих четырех видов команд связан с определенными компромиссами.
Самоорганизующиеся и целенаправленные команды обладают самым большим потенциалом с точки зрения приверженности и участия, но они подвержены огромному риску выбора неверного направления.
Когда решения в организации навязываются сверху, цели и интересы команды могут расходиться с интересами организации.
Если все члены организации не осведомлены об интересах и целях компании, могут быть приняты неверные решения (очень часто исходя из лучших намерений).
Организация, которая выбирает тип группы, управляемой менеджером, уверена, что менеджер может управлять делами более эффективно, чем команда.
Если считается, что команда может справиться с работой лучше, подходящей формой будет целенаправленная команда или команда, полностью осуществляющая руководство своей деятельностью.
Один из выводов заключается в том, что роль менеджера как сборщика информации становится все менее и менее важной.
Если предпочтение отдается совместному управлению показателями работы и процессами, то выбирают самоуправляемую команду.
Люди собираются вместе, чтобы решить определенные краткосрочные задачи.
После этого, точно так же, как это бывает с мобильными спортивными площадками или площадками для игр, происходит «разборка» этих структур, в том числе и людей, которые в них входили.
Иногда такие команды создаются весьма наспех и всего лишь на несколько дней, иногда они работают в течение нескольких лет.
Однако в отличие от функциональных ведомств и подразделений традиционной бюрократической организации, которые рассчитаны на постоянное
существование, эти проектные, или оперативные, структуры являются временными по самой своей сути.
Проектные организации широко распространены в авиакосмической индустрии.
Когда какому-либо ведущему производителю удается добыть
[стр. 73]

служащая, с которой я дружил, каждое утро, уходя на работу, оставляла своему мужу записку.
В записке был ее номер телефона на этот день.
Перемены происходили так часто, что у нее не было постоянного телефонного номера.) Те, кто пришел вслед за мистером Гарднером, продолжали переделывать организацию, и к 1969 г.
Роберт Финч, проработав в министерстве 11 месяцев, произвел еще одну крупную ревизию, придя в конце концов к заключению, что министерство в том виде, в котором оно ему досталось, чересчур громоздко и неуправляемо.
В небольшой, но имевшей принципиальное значение книжке «Самообновление», написанной незадолго до прихода в правительство, Гарднер утверждал: «Дальновидный администратор...
проводит реорганизацию, чтобы разрушить закостеневшие организационные границы.
Он передвигает сотрудников с места на место...
Он пересматривает саму работу, чтобы лишить ее чересчур жестких рамок»4 .
В другом месте Гарднер говорит об «организационном кризисе» в правительстве и предполагает, что и в общественном, и в частном секторах «большинство организаций имеют такую структуру, которая предназначена для решения уже не существующих проблем».
Он дает определение «самообновляющейся» организации — организации, постоянно меняющей свою структуру в ответ на меняющиеся потребности.
Гарднеровская идея означает призыв к перманентной революции в организационной жизни, и все больше умудренных опытом управленцев начинают осознавать, что в мире, подверженном постоянно нарастающим переменам, реорганизация является и должна быть не травматическим актом, совершающимся один-единственный раз в жизни, а постоянным процессом.
Это понимание распространяется и за пределами корпораций и правительственных органов.
Так, газета «Нью-Йорк тайме» в том же номере, в котором сообщается о предполагаемых слияниях производств, выпускающих пласт151 массы, фанеру и бумагу, сообщает и о крупном административном перевороте в Британской широковещательной корпорации, о полном обновлении структуры колумбийского университета и даже полной реорганизации наиболее консервативного учреждения — художественного музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Вся эта деятельность не случайна, она представляет собой историческое движение.
Организационное изменение — самообновление, как это называет Гарднер — это необходимая, неизбежная реакция на ускорение социальных перемен.
Для индивидов, находящихся внутри этих организаций, перемены создают совершенно новый климат и новый круг проблем.
Изменчивость организационной структуры означает, что связь индивида с какой бы то ни было структурой (а такая связь предполагает ряд обязательств человека перед организацией и систему поощрений его деятельности со стороны организации) становится усеченной, кратковременной.
При каждой перемене он должен переориентироваться.
В наши дни «усредненному» человеку приходится часто перестраиваться, поскольку он пытается проникнуть из одной подструктуры в другую.
Но даже если он остается в том же самом ведомстве, то часто обнаруживает, что оно само изменилось, перейдя на какой-либо весьма подвижный табельный лист, так что его привычное место внутри этого лабиринта тоже стало другим.
В результате этого отношения между человеком и организацией сегодня имеют тенденцию меняться такими быстрыми шагами, как никогда ранее.
В среднем эти отношения менее постоянны, или более временны, чем когда бы то ни было раньше.
НОВАЯ АДХОКРАТИЯ Высокая скорость обновления символизируется наиболее драматично в быстром росте феномена, который управленцы называют «проектным» или «оперативным» менеджментом.
152 Люди собираются вместе, чтобы решить определенные краткосрочные задачи.
После этого, точно так же, как это бывает с мобильными спортивными площадками или площадками для игр, происходит «разборка» этих структур, в том числе и людей, которые в них входили.
Иногда такие команды создаются весьма наспех и всего лишь на несколько дней, иногда они работают в течение нескольких лет.
Однако в отличие от функциональных ведомств и подразделений традиционной бюрократической организации, которые рассчитаны на по


[стр.,74]

стоянное существование, эти проектные, или оперативные, структуры являются временными по самой своей сути.
Когда авиационная корпорация «Локхид» добилась успеха в подписании спорного контракта, связанного со строительством 58 гигантских военных транспортных самолетов С-5А, то для этой цели специально была создана новая организация в 11 000 человек.
Чтобы завершить выполнение многомиллионного заказа, корпорация должна была координировать работу не только своих людей, но и тех, кто входил в сотни фирм-субподрядчиков.
В итоге для производства более чем 120 000 отдельных деталей, необходимых для каждого из этих гигантских самолетов, потребовалось участие 6000 различных компаний.
Проектная организация локхидовской корпорации, созданная для этой цели, имеет свою собственную администрацию и сложную внутреннюю структуру.
Первый самолет С-5А появился в марте 1969 г., в точном соответствии с намеченным сроком, через 29 месяцев после подписания контракта.
Последний из 58 транспортных самолетов должен быть выпущен через два года.
Следовательно, вся эта внушительная организация, созданная для выполнения данной работы, имела запланированный срок жизни в пять лет.
То, что мы видим на этом примере, — не что иное, как создание организационной структуры с ограниченным сроком использования — что-то вроде бумажного платья или одноразового полотенца.
Проектные организации широко распространены в авиакосмической индустрии.
Когда какому-либо ведущему производителю удается добыть
крупный заказ от Агентства 153 национальной аэронавтики и космоса, он собирает команду примерно из сотни человек из различных функциональных подразделений компании.
Проектная команда работает примерно полтора года до официальной заявки правительства, чтобы собрать данные и проанализировать предстоящую работу.
Когда наступает время подготовить формальную заявку, называемую в индустрии «предложением», тогда команда, работавшая над его подготовкой, распускается, а ее участники возвращаются в свои функциональные подразделения.
Затем набирается новая группа людей для того, чтобы написать истинное «предложение».
Команды для написания предложения работают вместе всего лишь несколько недель.
Как только предложение принимается, команда сразу же распускается.
Когда происходит подписание контракта (если оно происходит), то последовательно создаются различные новые структуры, осуществляющие разработку и, наконец, производство требуемых товаров.
Некоторые работники в течение этого процесса присоединяются к различным проектным командам.
Однако, как правило, люди принимаются на работу лишь на ограниченное время, соответствующее одной или нескольким стадиям выполнения проекта.
Хотя такая форма организации широко применяется именно в аэрокосмических компаниях, она все больше начинает использоваться и более традиционными видами промышленности.
Ее берут на вооружение тогда, когда требуется решение нерутинной задачи, когда требуется одноразовая организация.
Как отмечает «Business Week», «буквально через несколько лет проектный менеджер станет совершенно обычным явлением».
Проектная организация управления стала признаваться особым искусством управления, и уже имеется небольшая, но постоянно растущая группа менеджеров (как в Соединенных Штатах, так и в Европе), переходящих от проекта к проекту, из одной компании в другую, нигде не задерживаясь надолго для выполнения рутинных или долгосрочных операций.
Начинают появляться и книги по проектному или оперативному менеджменту.
А командование 154 военно-воздушными силами США в Дэйтоне, штат Огайо, организует школу подготовки персонала для проектного менеджмента.
Оперативные группы и другие ad hoc структуры в настоящее время распространяются внутри правительственной и деловой бюрократии как в Соединенных Штатах, так и в других странах.
Кратковременные команды, члены которых собираются вместе только для решения какойнибудь отдельной задачи, особенно типичны для современной науки; они помогают

[Back]