71 эволюции порядка (его возникновения, развития, самоусложнения и разрушения) и проявления различной роли хаоса на этих этапах. В начале данного параграфа говорилось о новационном эвристическом потенциале синергетики. Говоря о ее синтезирующей роли, мы должны подчеркнуть, что эта роль основана на том факте, что теория самоорганизации не противоречит, но дополняет общефилософские представления о диалектических законах развития. Рассматриваемые синергетикой закономерности самоорганизации разворачиваются в русле базовых категорий диалектики: количества—качества, меры—скачка, необходимого—случайного (детерминизма—вероятностности), части— целого, внутреннего—внешнего, дифференциации—интеграции и др. Закономерности целостного процесса самоорганизации можно рассматривать как инвариант основных законов диалектики, описывающих источник, механизм и направленность развития — инвариант характеристики развития через категории порядка и хаоса, развития как возможности самоструктурирования. По меткому выражению Е. Я. Режабека, в концепции самоорганизации «само развитие выступает как феномен самоорганизации: процесс развития идентичен стадиальной развертке самоорганизующихся систем» . Собственно, синергетическое понимание процесса развития как саморазвития и самоорганизации и придает теории самоорганизации универсальный характер, по мнению некоторых исследователей, позволяет говорить о перспективах разработки философии самоорганизации. Подводя итог сказанному, мы можем согласиться с мнением Е. Князевой и С. Курдюмова о том, что от синергетики «нельзя требовать объяснения всех типов структур, размеров и форм живого и неживого. Но она ищет объяснение общих принципов эволюции мира принципов усложнения, ускорения и экономии. Она рассматривает эволюцию мира как эволюцию Философия на рубеже веков. СПб., 1996. С. 52.1 |
174 (этапы) процесса эволюции порядка (его возникновения, развития, самоусложнения и разрушения) и проявления различнойроли хаоса на этих этапах. В предыдущей главе мы говорили о новационном эвристическом потенциале синергетики. Говоря о ее синтезирующей роли, мы должны подчеркнуть, что эта роль основана на том факте, что теория самоорганизации не противоречит, но дополняет общефилософские представления о диалектических законах развития. Рассматриваемые синергетикой закономерности самоорганизации разворачиваются в русле базовых диалектических категорий диалектики: количества — качества, меры — скачка, необходимого — случайного (детерминизма — вероятностности), части — целого, внутреннего — внешнего, дифференциации — интеграции и др. Закономерности целостного процесса самоорганизации можно рассматривать как инвариант основных законов диалектики, описывающих источник, механизм и направленность развития (инвариант характеристики развития через кате♦ гории порядка и хаоса, развития как возможности самоструктурирования). По меткому выражению Е. Я. Режабека, в концепции самоорганизации “само развитие выступает как феномен самоорганизации: процесс развития идентичен стадиальной развертке самоорганизующихся систем” [354. С. 52]. Собственно, синергетическое понимание процесса развития как саморазвития и самоорганизации и придает теории самоорганизации универсальный харако тер, по мнению некоторых исследователей позволяет говорить о перспективах разработки философии самоорганизации. Подводя итог сказанному, мы можем согласиться с мнением Е. Князевой и С. Курдюмова о том, что от синергетики “нельзя требовать объяснения всех типов структур, размеров и форм живого и неживого. Но она ищет объяснение общих принципов эволюции мира — принципов усложнения, ускорения и экономии. Она рассматривает эволюцию мира как эволюцию нелинейных иерархических субординированных сред. Эволюция предстает как создание все более сложных нелинейных сред, способных объединять все большее количество простых структур и создавать все более сложную организацию” [157. С. 49]. I 425 ров, создающих неоднородности, над рассеивающим фактором; высокая чувствительность системы к флуктуациям на микроуровне; рост структурной неоднородности и разнообразия; тенденция к распаду на макроуровне; нарушение первичной симметрии (сложная структура); нарастание интенсивности процессов (ускорение динамики) и др. Для процессов сохранения порядка — преобладание диссипативного (размывающего) фактора над фактором локализации; слабая чувствительФ ность к микрохаосу (флуктуациям); сглаживание структурных неоднородностей; симметричная простая структура; снижение интенсивности процессов (замедление динамики) и др. Данные характеристики, по мнению автора, могут служить структурой атрибутивной модели эволюционных процессов самоорганизации (различных фаз порядкоформирования) модели, способной стать объяснительным и эвристическим средством в познании аналогичных процессов в социальной сфере. 11. Данная модель в своих теоретических и методологических основаниях является интегральной, обобщающей не только потому, что она описывает полный эволюционный цикл самоорганизующихся систем, но и потому, что она вбирает в себя ключевые наработки в представлениях о порядке и хаосе, организации систем, которые складывались в древних космогониях, в социологических и общенаучных концепциях. В частности, обращаясь к теоретическому наследию социологических и общенаучных теорий, автор отмечает, что синергетическая интерпретация порядка как процесса позволяет примирить обозначенные ранее противоречия в понимании ими порядка и хаоса и понять их не столько как различные модели порядка, сколько как взаимодополняющие характеристики различных фаз единого процесса порядкоформирования, входящие в синергетическую модель как частные случаи. Закономерности целостного процесса самоорганизации можно рассматривать как инвариант основных философских законов диалектики, описывающих источник, механизм и направленность развития инвариант характеристики развития через категории порядка и хаоса, развития как возможности саморазвития и самоструктурирования. |