Проверяемый текст
Никшикова Лана Юрьевна. Историко-педагогические основы преподавания иностранных языков в России XIX - начала XX вв. (Диссертация 2007)
[стр. 20]

Междисциплинарный характер феномена преподавания иностранных языков требует привлечения концептуальных подходов, способствующих целостному постижению этого многогранного явления, позволяющих объективно проанализировать в историко-культурном контексте соотношение теории и практики в деятельности российской школы.
Аксиологический подход к изучению эволюции педагогических взглядов на методы преподавания древних и новых европейских языков позволяет выявить в истории педагогической школы два основных типа ценностей: традиционные и либеральные.
Ценности первого типа ориентируют на традицию, воспроизводство сложившихся форм жизни, патриархальность, статичность всех форм жизни.
Эти ценности американский этнолог Маргарет Мид относила к
гюстфигуративпоЙ культуре, в которой поведение предков рассматривается как идеальная модель.
«Постфигуративная культура это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них какого иного будущего, отличного от их собственного».
[23] Ценности либерального типа возникают в результате внутренних противоречий в традиционной системе отношений: поведение предков уже
нс рассматривается как идеальная модель, многие элементы стабильной жизни размываются, но полного разрыва поколений, культур, воспитательных традиций не происходит.
В условиях острой социальной нестабильности либеральные ценности: соборность, духовность, добро, истина, красота поддерживают человека, служат опорой и защитой.
Для отношения между либеральными и традиционными ценностями в концепциях педагогической подготовки характерно противоречивое единство, взаимопроникновение и взаимоотталкивание, достигающее в определенные периоды высокой степени напряженности.
Таким рубежным периодом явился конец
Х1Х-го и первое десятилетие ХХ-го вв.
[стр. 49]

49 Анализ исторических источников показывает, что все уровни преподавания иностранных языков в прошлом имели в качестве основного элемента концептуальное обоснование, представление о целях, нормах и ценностях педагогической деятельности.
Особого внимания заслуживает гуманистически ориентированные концепции, их трансформация во время радикальных общественных изменений и эволюция в относительно спокойные периоды жизни общества.
О междисциплинарных исследованиях истории школы и педагогической мысли как о новом подходе к пониманию педагогических фактов и их интерпретаций, отечественные историки образования заговорили в 60-е годы XX века.
Такие исследования организуются в условиях противоречивой образовательной ситуации: с одной стороны, существует социальный заказ на изучение актуальной педагогической проблемы, а с другой отсутствует система методов и механизмов ее решения в рамках одного научного направления.
Междисциплинарный характер феномена преподавания иностранных языков требует привлечения концептуальных подходов, способствующих целостному постижению этого многогранного явления, позволяющих объективно проанализировать в историко-культурном контексте соотношение теории и практики в деятельности российской школы.
Аксиологический подход к изучению эволюции педагогических взглядов на методы преподавания древних и новых европейских языков позволяет выявить в истории педагогической школы два основных типа ценностей: традиционные и либеральные.
Ценности первого типа ориентируют на традицию, воспроизводство сложившихся форм жизни, патриархальность, статичность всех форм жизни.
Эти ценности американский этнолог Маргарет Мид относила к
постфигуративной культуре, в которой

[стр.,50]

50 поведение предков рассматривается как идеальная модель.
«Постфигуративная культура это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них какого иного будущего, отличного от их собственного».[23] Ценности либерального типа возникают в результате внутренних противоречий в традиционной системе отношений: поведение предков уже
не рассматривается как идеальная модель, многие элементы стабильной жизни размываются, но полного разрыва поколений, культур, воспитательных традиций не происходит.
В условиях острой социальной нестабильности либеральные ценности: соборность, духовность, добро, истина, красота поддерживают человека, служат опорой и защитой.
Для отношения между либеральными и традиционными ценностями в концепциях педагогической подготовки характерно противоречивое единство, взаимопроникновение и взаимоотталкивание, достигающее в определенные периоды высокой степени напряженности.
Таким рубежным периодом явился конец
XIX и первое десятилетие XX вв.
Для соизмеримости школ и научных направлений, создавших концепции принципов и методов преподавания иностранных языков и единства терминологии, конструктивным может стать, на наш взгляд, введение понятия «научная историко-педагогическая парадигма».
Понятие «парадигма» прочно укоренилось в большинстве гуманитарных наук.
Педагоги часто используют понятие парадигмы и употребляют его в нескольких смыслах.
В результате в современной истории образования существуют различные смыслы и представления о статусе и предмете истории образования как науки.
Обозначим три наиболее распространенные позиции.
Позиция первая: история образования новая дисциплина, в которой парадигма

[стр.,93]

93 преподавания живых (языков немецкого, французского и английского) и повсеместно применялись в школах конца XVIII и первой половины ХЗХ в.
Междисциплинарный характер феномена преподавания иностранных языков
потребовал привлечения концептуальных подходов, способствующих целостному постижению этого многогранного явления, позволяющих объективно проанализировать в историко-культурном контексте соотношение теории и практики в деятельности российской школы.
В ходе исследования были выявлены и проанализированы концептуальные основы формирования методов преподавания европейских иностранных языков в России, которые базируются на: аксиологическом, антропологическом, цивилизационном, культурологическом и социокультурном подходах; Исторически русская школа не имела определенного лица в отношении методики преподавания иностранных языков.
В институтах для благородных девиц, в гимназиях, в кадетских корпусах, в дворянских пансионах применялись различные методы: грамматико-переводный, лексико-переводный.
Формирование научного обоснования методов изучения иностранных языков происходило постепенно, в течение всего XIX века, в рамках складывающихся отечественных школ сравнительного языкознания.
Методика преподавания неродного языка прошла долгий путь развития: от реформы конца XIX в.
до реформ сегодняшнего дня.
Методическая реформа — не мгновенная смена способов преподавания, это сложный процесс.
Как быстро будет происходить вытеснение одних форм обучения другими, более прогрессивными — зависит во многом от того, насколько широкий круг последователей воспримет новые методы и начнет проводить их в жизнь.

[Back]