24 получила реальное воплощение в стремлении создать адекватную ей отрасль научного знания» [ 132). Особенностью педагогических исследовании, выполненных в логике антропологического подхода, является их гуманитарная направленность па раскрытие сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии» [! 32] Антропологический ренессанс в современном гуманитарном знании созвучен антропологическим идеям конца XIX столетия и акгуализируег три основных смысла понятия «антропология». Во-первых, узкий контскст, когда речь идет о конкретных научных школах, выросших на изучении примитивных культур американскими (М. Мид) и английскими (Тейлор) этнографами конца XIX начала XX столетий. Второй смысл слова «антропология» дифференцирует предметную область антропологии как науки по направлениям: педагогическая, психологическая, философская и т.д. В истории образования ведущим становится третий смысл понятия антропологическим называют любое знание и представление, имеющее отношение к человеку. Эта позиция представлена в грудах по аксиологическим проблемам истории образования (М.В. Богуславский, В.И. Додонов, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Осовский З.И. Равкин и др.), в работах по философии образования (Б.Н. Гсршунскнй, В.И. Вернадский, С.И. Гсссеи, И.И. Бердяев), в исследованиях саморазвития педагога как субъекта деятельности (В.П. Зинченко, В.А. В.А. Лебедев, Е.Н. Дмитриева, Ф.В. Повшсдная, Д. Н. Фельдштейн, Л.В. Филиппова и др.). В изучении теории и практики преподавания иностранных языков в России, особенно в сфере профессионального образования, важен цивилизационный подход. Цивилизация выполняет интегральную функцию по отношению к образованию и его системам. Один из авторов цивилизованной концепции изучения истории образования, Г.Б. Корнетов, считает, что задача |
53 модернизации, рутанизации и т.д. и отношения внутри системы зависят от структурной организации целого. Концепция исследования включает в себя также: -современное понимание конструктивно-созидательной роли историко-педагогического знания; признание полифункционального характера преподавания иностранных языков; привлечение концептуальных подходов истории культуры и истории психологии, способствующих постижению принципов преподавания древних и новых европейских иностранных языков как культурноисторического феномена. Антропологический принцип историко-педагогического исследования позволяет изучать личностные характеристики и национальный характер учителя древних и новых языков, а также субъектность, внутреннюю жизнь и жизнедеятельность представителей отечественного просвещения: ученых, педагогов, организаторов, министров, попечителей и т.д. Антропологическая составляющая пронизывает всю мировую историю педагогики: в середине XIX в. К. Шмидт в Германии разрабатывает антропологическую педагогику, а в России К.Д. Ушинский создает основы педагогической антропологии. Введенное К.Д. Ушинским в 1868 году понятие «педагогическая антропология» свидетельствовало о том, что «издавна существовавшая тенденция всестороннего изучения человека как основы построения теории образования вышла на новый качественный уровень и получила реальное воплощение в стремлении создать адекватную ей отрасльнаучногознания» [ 132]. Особенностью педагогических исследований, выполненных в логике антропологического подхода, является их гуманитарная направленность на 54 раскрытие сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии» [132] Антропологический ренессанс в современном гуманитарном знании созвучен антропологическим идеям конца XIX столетия и актуализирует три основных смысла понятия «антропология». Во-первых, узкий контекст, когда речь идет о конкретных научных школах, выросших на изучении примитивных культур американскими (М. Мид) и английскими (Тайлор) этнографами конца XIX начала XX столетий. Второй смысл слова «антропология» дифференцирует предметную область антропологии как науки по направлениям: педагогическая, психологическая, философская и т.д. В истории образования ведущим становится третий смысл понятия антропологическим называют любое знание и представление, имеющее отношение к человеку. Эта позиция представлена в трудах по аксиологическим проблемам истории образования (М.В. Богуславский, В.И. Додонов, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Осовский З.И. Равкин и др.), в работах по философии образования (Б.Н. Гершунский, В.И. Вернадский, С.И. Гессен, Н.И. Бердяев), в исследованиях саморазвития педагога как субъекта деятельности (В.П. Зинченко, В.А. В.А. Лебедев, Е.Н. Дмитриева, Ф.В. Повшедная, Д. Н. Фельдштейн, Л.В. Филиппова и др.). В изучении теории и практики преподавания иностранных языков в России важен цивилизационный подход. Цивилизация выполняет интегральную функцию по отношению к образованию и его системам. Один из авторов цивилизованной концепции изучения истории образования, Г.Б. Корнетов, считает, что задача историка образования представить всемирный историко-педагогический процесс как сторону культурного развития человечества. Для того чтобы осмыслить культурно-историческое многообразие педагогических традиций, необходимо проследить |