Проверяемый текст
Цыбулевская, Ольга Ивановна; Нравственные основания современного российского права (Диссертация 2004)
[стр. 119]

гие, но и для осуществления тех необходимых и полезных дел, ради которых существует государственный аппарат, государственные органы, государственные служащие.
Чиновник, работающий только в силу возложенных на него обязанностей, создающий в рамках обязанности «нечто позитивное» фигура довольно унылая, и такой чиновник вряд ли
вообще нужен обществу*.
Д.Н.
Бахрах дает достаточно развернутую классификацию прав государственного служащего.
Он подразделяет их на служебные и личные права.
Первые в свою очередь делятся на общеслужебные, которые имеют каждый государственный служащий для исполнения должностных обязанностей, и должностные права.
Огромное разнообразие должностных прав обусловлено разнообразием должностей и должностных обязанностей.
Личные права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего.
В этой группе можно выделить те, которые связаны с карьерой служащего, с реализацией его прав на материальное обеспечение, отдых и на защиту.
Особенностью некоторых личных прав является то, что наряду с самим государственным служащим ими пользуются и его члены семьи (служебные квартиры, медицинское обслуживание и т.д.)’.
Теоретическая проблема ограничений в праве имеет комплексный характер, она может проявляться в разных аспектах.
Любая социальная активность человека ограничивается не только его физиологическими и природными возможностями, но и принадлежностью к определенному слою общества, моралью, правом.
Правовые ограничения необходимы потому, что у общества и государства существует насущная потребность в сдерживании противозаконных действий.
С помощью многообразных по своим свойствам правовых ограничений (запретов, обязанностей, приостановлений, наказаний и т.п.) обозначаются рамки удовлетворения интересов субъектов, границы их
поступков®.
Общепризнанно, что установление пределов лич119 ' См.: Мальцев Г.В.
О субъективных публичных правах / Интересы в публичном и частном праве.
М., 2002.
С.
15.

^См.: Бахрах Д.Н.
Государственная служба России.
Екатеринбург, 2006.
С.
39-41.
См.: Тихонравов Ю.В.
Основы философии права: Учебное пособие.
М., 1997.
С.
208.
[стр. 201]

ствий необходима и для «бюрократа»; государственные служащие (должностные лица) могут осуществлять управление по своему усмотрению1.
Г.В.
Мальцев справедливо пишет о том, что у чиновника по должности есть немалые права, они могут использоваться не только для «злоупотреблений», чего боятся сегодня многие, но и для осуществления тех необходимых и полезных дел, ради которых существует государственный аппарат, государственные органы, государственные служащие.
«Чиновник, работающий только в силу возложенных на него обязанностей, создающий в рамках обязанности «нечто позитивное» фигура довольно унылая, и такой чиновник вряд ли
нужен обществу»2.
Ю.А.
Тихомиров замечает, что, «получая своего рода «мандат закона» на выполнение властных, управленческих и иных функций, субъекты административного права действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных полномочий»3.
«Судебное или законодательное усмотрение является источником злоупотребления властью ничуть не меньше, чем усмотрение административное.
В той или иной степени всякое действие или решение органов государственной или муниципальной власти можно рассматривать сквозь призму «усмотрения»4.
В рамках настоящего исследования нет смысла останавливаться подробно на обозначенной проблеме5.
Однако необходимо все же отметить, что ее нравственный аспект наиболее проявляется в случаях соприкосновения усмотрения и злоупотребления правом.
Важно, на наш взгляд, определить те пределы и границы, за которыми заканчивается свобода выбора судьи и начинается произвол, а также обозначить моральные мотивы, в соответствии с которыми судья действует по собственному усмотрению по причине пробелов в праве.
1См.: Манохин В.М.
Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право.
1990.
№ 1.
С.
23-26.
2 Мальцев Г.В.
О субъективных публичных правах // Интерес в публичном и частном праве.
М., 2002.
С.
15.

3 Тихомиров Ю.А.
Административное право и процесс: Полный курс.
М., 2001.
С.
64.
4 См.: Старился Ю.Н.
АдчиниС1ративиое право —на уровень правового государства.
Воронеж, 2003.
С.
44.
5 О проблеме административного усмотрения см.
также: Тихомиров Ю Л.
Административное усмотрение н право // Журнал российского права.
2000.
№ 4.
С.
70-79; Гончаров В.Б., Кожевников В.В.
Проблема усмотрения правоприменяющего субъекта в правоохранительной сфере // Государство и право.
2001.
№ 3.
С.
51—60; Старилов IO.H.
Указ.
соч.
С.
44-55; Вельский К.С., Елисеев В.П., Кучеров И.И.
О системе специальных методов полицейской деятельности// Государство и право.
2003.
Л» 4.
С.
11-18.
201

[стр.,208]

2.4.
Нравственные критерии ограничения прав и свобод личности В демократическом обществе права и свободы человека и гражданина приоритетны, но они не являются абсолютными и безграничными.
Для поступательного развития и поддержания стабильности в стране, обеспечения условий полноценного существования каждому индивиду необходима система ограничения прав и свобод.
Правовые ограничения свидетельствуют об уменьшении объема возможностей, свобод и сводят разнообразие в поведении субъектов правоотношений до определенного предельного состояния.
Государство должно защищать свободу индивида, но с условием, что гарантируется достаточная защита публичных интересов.
В общественной жизни, однако, государство нередко защищает цели, которые могут войти в противоречие с правами личности.
В этой связи подлежат разграничению также сферы деятельности и интересов самих индивидов, наделенных правами.
В конечном итоге целью ограничения прав и свобод является разграничение сфер государственной защиты прав человека и индивидуального использования его прав1.
Данная проблематика имеет комплексный характер, она может проявляться в разных аспектах, один из которых непосредственно касается вопроса взаимодействия права и морали.
Любая социальная активность человека ограничивается не только его физиологическими и природными возможностями, но и принадлежностью к определенному слою общества, моралью, правом.
Правовые ограничения необходимы потому, что у общества и государства существует насущная потребность в сдерживании противозаконных действий.
С помощью многообразных по своим свойствам правовых ограничений (запретов, обязанностей, приостановлений, наказаний и т.п.) обозначаются рамки удовлетворения интересов субъектов, границы их
поступков2.
Общепризнанно, что установление пределов лич208 1 См.: Подмарев А.А.
Цели ограничения прав человека в соответствии с документами ООН // Конституционное развитие России: Межвуз.
сб.
науч.
статей.
Саратов, 2000.
Вып.
3.
С.
92-93.
См.: Тихонравов Ю.В.
Основы философии права: Учебное пособие.
М., 1997.
С.
208.

[Back]