Проверяемый текст
И. В. Кулешов, Дисциплинарная ответственность государственных служащих РФ : Общее и особенное. // Чиновник. - 2005. - № 2 (36).
[стр. 135]

как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения.
Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены.
Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.

Как уже упоминалось выше, привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственного служащего и влечет наступление для него неблагоприятных последствий.
ФЗ «О государственной гражданской службе» предусматривает процедуру служебного расследования.
Следует согласиться с многочисленными предложениями о необходимости придания государственной службе публично-правового характера, принятия Дисциплинарного кодекса, где будут установлены основания и исчерпывающий перечень мер дисциплинарной ответственности.
Степень усмотрения в применении дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему остается слишком высокой, так как наказание виновного это право, а не обязанность представителя нанимателя (ст.
57 Закона о государственной гражданской службе).
Необходимо заменить формулировку «имеет право применить дисциплинарное взыскание» на «влечет применение дисциплинарного взыскания».
Это позволит повысить ответственность руководителя, уполномоченного применять меры дисциплинарной ответственности, так как неисполнение им этой обязанности будет порождать уже его ответственность'.
В настоящее время ведутся оживленные дискуссии о конституционной ответственности.
Вышли в свет первые целенаправленные работы по этой 135 ' См.; Климкина Е.В, Административно-правовое регулирование дисщ1плинарной ответственности государственного фажданского служащего России.
Автореф.
дисс.
...канд.
юрид.
наук.
Москва, 2006.
С.
13.
[стр. 1]

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления.
И на эту тему не раз говорилось в выступлениях Президента.
Подтверждает актуальность проблем и практическая деятельность чиновников.
Юристам-правоведам нередко приходится разбираться в весьма сложных конкретных ситуациях.
Сегодня о дисциплинарной ответственности госслужащих мы попросили рассказать доцента кафедры конституционного и муниципального права Уральской академии государственной службы, кандидата юридических наук Игоря Вячеславовича КУЛЕШОВА.
И.В.
Кулешов Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы.
Так, уголовная ответственность государственных служащих урегулирована нормами главы 30 УК РФ, которые распространяются на всех без исключения государственных служащих, нормами главы 31 УК РФ, которые предусматривают ответственность субъектов дознания, предварительного следствия, т.е.
служащих правоохранительной государственной службы, и нормами главы 33 УК РФ, предусматривающей ответственность военнослужащих.
Особенности применения административной ответственности в отношении государственных служащих закреплены ст.
2.4 и 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, т.к.
не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих, на которых распространяется Федеральный закон от 12.07.1999 №161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"1.
При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формирований, органов и подразделений, перечисленных в ст.
2 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"2, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.
Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению.
В отношении гражданских государственных служащих как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27.07.
2004 г.
№79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.
На военнослужащих распространяются нормы Дисциплинарного устава Вооруженных Сил, утвержденного Указом Президента РФ от 14.12.1993 г.
№2140.
Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать "своими" Уставами.
В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных служащих, в том числе "милитаризованных", достаточно полно и широко исследованы различными авторами.
Это позволяет выделить основные ее признаки: дисциплинарная ответственность особый вид юридической ответственности; для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя; дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий; состоит в применении карательных санкций дисциплинарных взысканий; дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения; урегулирована нормами административно-служебного права4.
Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарные взыскания это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус.
Цель их применения двоякая: с одной стороны наказать виновного, с другой общая и частная превенция правонарушений, достигается как содержанием, так и процедурой их назначения.
Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих.
Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).
Характерным для всех видов государственной службы является наличие "общих" санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.
Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций.
Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено "понижение в должности", а для военнослужащих предусмотрены "свои" специфические виды взысканий, таких как "лишение очередного увольнения из расположения воинской части", "назначение вне очереди в наряд на работу", "лишение нагрудного знака" и некоторые другие.
Для тех и других существуют взыскания в виде "снижения в специальном звании на одну ступень", а для таможенной службы и службы в органах Госнаркоконтроля эти виды санкций вообще не предусмотрены.
Особенностью военной службы является и разграничение мер взыскания в зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, сержанты; прапорщики, мичманы; офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).
Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих.
Здесь имеется ряд особенностей.
Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет.
Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.
Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник.
На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира5.
В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.
Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов.
А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим.
В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения.
В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.
В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут применяться только после вытрезвления.
В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения.
Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены.
Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.
Это лишь некоторые особенности применения дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы.
Последнее, на чем хотелось бы заострить внимание это возможность применения мер дисциплинарной ответственности к военнослужащим, лицам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля и таможенных органов за совершение административных правонарушений.
В соответствии со ст.
2.5 КоАП РФ данные категории государственных служащих "несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами" и "нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах".
Исключения составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения и др.
В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.
Представляется, что закрепление данного правила в современных условиях развития законодательства о государственной службе не соответствует самому духу, смыслу ее существования по ряду причин.
Во-первых, это нарушает принципы единства государственной службы и принципы законности при применении административной ответственности, в частности, закрепленный в ст.
1.4 КоАП РФ принцип равенства перед законом.
Во-вторых, как правило, действие этой нормы означает либо необоснованное смягчение ответственности, либо наоборот необоснованное ее усиление.
В-третьих, если это дополнительная гарантия для государственных служащих со специфическими условиями служебной деятельности, то почему вопрос о возможности применения мер дисциплинарного характера отдан на "откуп" органам (должностным лицам), которым предоставлено право назначать административные наказания? И, наконец, в-четвертых, только Дисциплинарным уставом ВС РФ предусмотрено основание для привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих за "нарушения общественного порядка", что не одно и то же с совершением административного правонарушения.
В иных, названных в ст.
2.5 КоАП РФ нормативных правовых актах данный вопрос даже не оговаривается.
Таким образом, в современных условиях для определения правового положения милитаризованных служащих особенности дисциплинарной ответственности являются достаточно актуальными.
Совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности данного вида федеральной государственной службы.
Стоит подумать и о введении общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, с едиными критериями, санкциями и механизмом применения мер дисциплинарного воздействия.

[Back]