Проверяемый текст
Цыбулевская, Ольга Ивановна; Нравственные основания современного российского права (Диссертация 2004)
[стр. 143]

Специфика правовой культуры состоит в том, что ее уровень и состояние в значительной степени зависят от функционирования самой государственной власти.
Правовая культура это система и результат сложнейших социальноправовых отношений между государством и обществом'.
Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов (государства и общества), однако государству в формировании высокого уровня правовой культуры принадлежит все же ведущая роль.
Приоритет государства в этой сфере предопределен всей российской историей, менталитетом народа.
И.А.
Ильин справедливо подчеркивал, что государство держится только правосознанием граждан и
власти’.
Очевидно, что государство, которое не пользуется авторитетом у народа, не вправе рассчитывать на высокий уровень правовой культуры своего народа.

«Устройство разумного государственного строя, писал П.И.
Флоренский, зависит, прежде всего, от ясного понимания основных положений, к которым и должна приспосабливаться машина управления.
Мудрость государственного управления не в истреблении тех или иных данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, чтобы своеобразия и противоречия давали в целом государственной жизни нужный
эффект»®.
Однако для того чтобы воспользоваться этим мудрым советом, необходимо знать и правильно понимать те «основные положения», о которых говорил П.И.
Флоренский: историю «реформируемого» государства, истоки и особенности его культуры, в первую очередь правовой, специфику национального менталитета*.
«В своей исконной, человеческой сущности Россия всегда имела правовой смысл, стремление народа к справедливости, порядку, устойчивому и стабильному развитию на основе свободы, самоуправления и социальной
от143 ' См.: Рогова Т.А., Напреенко А.А.
Правовая культура на пути к правовому государству // Государство и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования/Под ред.
А.А.
Напреенко.
Самара, 2001.
С.
56.

^См.: Ильин И.
Наши задачи.
Историческая судьба и будущее России.
М., 1992.
*
Флоренский П.И.
Предполагаемое государственное устройство в будущем И Флоренский П.И.
Собр.
соч.; В 4 т.
М., 1995.
Т.
2.
С.
647-648.
*
См.; Величко А.М.
Государственные идеалы России и Запада.
Параллели правовых культур.
СПб., 1999.
С.
226.
[стр. 291]

«Надо сказать, пишет О.В.
Мартышин, что при всей коррумпированности советской власти и при всем ее лицемерии в последние десятилетия, она культивировала (хотя бы формально) на основе социалистической идеологии моральные ценности, многие из которых носили вечный характер и входили в патриархальное народное сознание.
Теперь они растоптаны.
А на капиталистической основе, характерной для Запада, нравственные ценности (курсив наш.
О.Ц.) сложиться еще не успели»'.
«Устройство разумного государственного строя, писал П.И.
Флоренский, зависит, прежде всего, от ясного понимания основных положений, к которым и должна приспосабливаться машина управления.
Мудрость государственного управления не в истреблении тех или иных данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, чтобы своеобразия и противоречия давали в целом государственной жизни нужный
эффект»2.
Но для того чтобы воспользоваться этим мудрым советом, необходимо знать и правильно понимать те «основные положения», о которых говорил П.И.
Флоренский: историю «реформируемого» государства, истоки и особенности его культуры, в первую очередь правовой, специфику национального менталитета3.
«В своей исконной, человеческой сущности Россия всегда имела правовой смысл, стремление народа к справедливости, порядку, устойчивому и стабильному развитию на основе свободы, самоуправления и социальной
ответственности.
Главное дать России возможность понять и актуализировать свои правовые ценности»4.
Сегодня в связи с крушением прежней системы ценностей, дезориентацией российского общества интерес к исследованию проблем правовой культуры 291 1 Мартышин О.В.
О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры.
С.
28.
1 Флоренский 11.И.
Предполагаемое государственное устройство в будущем / Собр.
соч: В 4 т.
М., 1995.
Т.
2.
С.
647-648.

3 См.: Величко Л.М .
Государственные идеалы России и Запада.
Параллели правовых культур.
СПб., 1999.
С.
226.

4 Синюков В.Н., Синюкова Т.В.
К вопросу о российской правовой доктрине в XXI веке // Вопросы теории государства и права: Новые идеи и подходы: Межвуз.
сб.
науч.
трудов.
Вып.
2 ( 1 1 ) / Под ред.
М.И.
Байтина.
Саратов, 2000.
С.
59.


[стр.,292]

возникает у представителей различных отраслей знаний: социологов, политологов, психологов, юристов.
Некоторые наработки по вопросам места и роли правовой культуры в жизни общества были сделаны еще в советское время1.
В последние годы появились специальные исследования, касающиеся правовой культуры государственных служащих и должностных лиц, хотя их явно недостаточно2.
Специфика правовой культуры состоит в том, что ее уровень и состояние в значительной степени зависят от функционирования самой государственной власти.
Очевидно, что государство, которое не пользуется авторитетом у народа, не вправе рассчитывать на высокий уровень правовой культуры своего народа.

К сожалению, современная модель общества, которую пытается создать Россия за последние десять лет, оказалась неэффективной ни в экономическом, ни в культурном отношениях.
Государство и общество не обладают необходимым уровнем правовой культуры, который отвечал бы потребностям сегодняшнего времени.
В юридической литературе справедливо отмечается, что правовая культура это система и результат сложнейших социально-правовых отношений между государством и обществом5.
Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов (государства и общества), однако государству в формировании высокого уровня правовой культуры принадлежит все же ведущая роль.
Приоритет государства в этой сфере предопределен всей российской историей, менталитетом народа.
И.А.
Ильин справедливо подчеркивал, что государство держится только правосознанием граждан и
власти4.
Таким образом, актуальнейшей на сегодняшний день задачей является повышение уровня правовой культуры именно государственных структур, учреждений, организаций, государственных служащих.
1См., например: Сальников В.П.
Социалистическая правовая культура.
Саратов, 1989.
2 См.: Ершова Л.Л .
Правовая культура должностных лиц: Лвтореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
Саратов, 1999; Зотов А.Н.
Правовая культура органов власти в Российской Федерации / Под ред.
И.Н.
Сенякина.
Саратов, 2002.
3 См.: Рогова Т.Л., Напреенко А.Л.
Правовая культура на пути к правовому государству // Государство и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования / Под ред.
А.А.
Напреенко.
Самара, 2001.
С.
56.

4 См.: Ильин И.
Наши задачи.
Историческая судьба и будущее России.
М ., 1992.

292

[Back]