Проверяемый текст
Цыбулевская, Ольга Ивановна; Нравственные основания современного российского права (Диссертация 2004)
[стр. 152]

В жизни всегда возникают вопросы, опережающие правовое регулирование, которые необходимо решать.
В этом случае
и может осуществляться «управление по усмотрению», когда управляющий самостоятельно избирает наиболее целесообразный в данной ситуации вариант поведения или решения.
В
подобных случаях профессиональное правосознание ведет активный поиск и «наполняет внешне обозримые границы усмотрения внутренне осязаемым нравственным смыслом»*.
Необходимо согласиться с тем, что этический аспект проблемы наиболее рельефно проявляет себя в моментах соприкосновения личного усмотрения и злоупотребления правом.
Именно там, где чиновник при решении вопросов, затрагивающих интересы людей, действует по личному усмотрению, пышным цветом расцветает злоупотребление служебным положением.
Важно, на наш взгляд, определить те пределы и границы, за которыми заканчивается свобода
правоприменителя и начинается произвол, а также обозначить моральные мотивы, в соответствии с которыми субъект, применяющий норму, действует по собственному усмотрению в случаях пробелов в праве.
К некоторым видам профессиональной деятельности в обществе предъявляются повышенные моральные требования.
Это связано в первую очередь с принятием ответственных решений, и возникающими в этой связи юридическими последствиями.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прямо сформулированы требования к поведению чиновников, в числе которых не совершать проступки, порочащие их честь и достоинство, проявлять уважение к обычаям и традициям народов России, быть корректными и внимательными в обращении с гражданами.
Нравственное содержание правоохранительной деятельности обусловлено не только этическими началами законодательства, но и моральными требованиями, которые предъявляются к лицам, служащим в органах милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры.
152 ' Гончаров В.Б., Кожевников В.В.
Проблема усмотрения правоприменяющего субъекта в правоохранительной сфере
И Государство и право.
2001.
№ 3.
С.
59.
[стр. 194]

Задача повышения действенности юридического процесса актуализировала проблему правового регулирования нарушения морально-этических норм его участников, атакже интерес науки к изучению механизмов перехода от моральных знаний кубеждениям, а от них к практическим действиям.
В свете сказанного подготовка не просто квалифицированных, но и высоконравственных юристов должна стать одним из приоритетов государственной политики в сфере образования.
Совершенно справедливо, на наш взгляд, первенство отдается нравственности: недостаток знаний можно впоследствии пополнить усиленным самообразованием, а вот отсутствие некоего «морального» стержня» ничем не компенсировать1.
Проблема моральности судей относится к числу общемировых.
Недавно она обсуждалась на симпозиуме при Европейском Суде по правам человека, где были выдвинуты в этой сфере три основных направления, или принципа: независимость судов, их беспристрастность и судебная этика.
Необходимость разработки профессиональных моральных кодексов в этической теории обосновывается прежде всего тем, что к некоторым видам профессиональной деятельности в обществе предъявляются повышенные моральные требования.
Это связано в первую очередь с принятием ответственных решений и возникающими в этой связи юридическими последствиями.

Так, в руках судьи сосредоточена большая власть, и общество должно быть уверено в том, что она будет использована безошибочно и по назначению.
В 1992 году конференцией судей был принят Кодекс поведения судей США, включающий «Каноны судейской этики».
Аналогичные кодексы судей действуют и в других странах2.
В проекте российского Кодекса судейский этики, который разрабатывается с учетом требований закона о статусе судей, выдвигается четыре основных группы требований: общие требования ксудье, требования к нему во время исполнения судейских обязательств, правила поведения вне суда, ответствен1См.: Кучереиа А.
Был бы арест, а статья найдется // Российская газета.
2004.
13 февр.
2 См.
подробнее: Юридические и судебные практики: Репрессивная судебная система.
Справедливый процесс.
Гласность вещных прав на недвижимость // Сборник документов франко-российского сотрудничества.
1998.
№ 2, нояб.
С.
71-77.
194

[стр.,201]

ствий необходима и для «бюрократа»; государственные служащие (должностные лица) могут осуществлять управление по своему усмотрению1.
Г.В.
Мальцев справедливо пишет о том, что у чиновника по должности есть немалые права, они могут использоваться не только для «злоупотреблений», чего боятся сегодня многие, но и для осуществления тех необходимых и полезных дел, ради которых существует государственный аппарат, государственные органы, государственные служащие.
«Чиновник, работающий только в силу возложенных на него обязанностей, создающий в рамках обязанности «нечто позитивное» фигура довольно унылая, и такой чиновник вряд ли нужен обществу»2.
Ю.А.
Тихомиров замечает, что, «получая своего рода «мандат закона» на выполнение властных, управленческих и иных функций, субъекты административного права действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных полномочий»3.
«Судебное или законодательное усмотрение является источником злоупотребления властью ничуть не меньше, чем усмотрение административное.
В той или иной степени всякое действие или решение органов государственной или муниципальной власти можно рассматривать сквозь призму «усмотрения»4.
В рамках настоящего исследования нет смысла останавливаться подробно на обозначенной проблеме5.
Однако необходимо все же отметить, что ее нравственный аспект наиболее проявляется в случаях соприкосновения усмотрения и злоупотребления правом.
Важно, на наш взгляд, определить те пределы и границы, за которыми заканчивается свобода
выбора судьи и начинается произвол, а также обозначить моральные мотивы, в соответствии с которыми судья действует по собственному усмотрению по причине пробелов в праве.
1См.: Манохин В.М.
Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право.
1990.
№ 1.
С.
23-26.
2 Мальцев Г.В.
О субъективных публичных правах // Интерес в публичном и частном праве.
М., 2002.
С.
15.
3 Тихомиров Ю.А.
Административное право и процесс: Полный курс.
М., 2001.
С.
64.
4 См.: Старился Ю.Н.
АдчиниС1ративиое право —на уровень правового государства.
Воронеж, 2003.
С.
44.
5 О проблеме административного усмотрения см.
также: Тихомиров Ю Л.
Административное усмотрение н право // Журнал российского права.
2000.
№ 4.
С.
70-79; Гончаров В.Б., Кожевников В.В.
Проблема усмотрения правоприменяющего субъекта в правоохранительной сфере //
Государство и право.
2001.
№ 3.
С.
51—60; Старилов IO.H.
Указ.
соч.
С.
44-55; Вельский К.С., Елисеев В.П., Кучеров И.И.
О системе специальных методов полицейской деятельности// Государство и право.
2003.
Л» 4.
С.
11-18.
201

[стр.,322]

ные требования.
Это связано, в первую очередь, с принятием ответственных решений и возникающими в этой связи юридическими последствиями.

Нравственное оздоровление организационного поведения возможно с помощью этических кодексов, норм и принципов, устанавливающих требуемое, «правильное» поведение и позволяющих контролировать действия всех сотрудников.
Этические кодексы (или кодексы поведения) особенно важны для развития самоконтроля сотрудников, а также для управления «серыми зонами».
Они должны опираться не только на воспитательные мероприятия и общественное мнение, но и предусматривать конкретную ответственность’.
Не случайно, например, в США в свое время были приняты многие нормативные документы, касающиеся поведения государственных служащих: Кодекс поведения федеральных государственных служащих (1958 г.), Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США (1977 г.) и др.
Нравственный фактор определяет уровень социальности и демократичности государства, его авторитет, играет особую роль в формировании доверия общества к государству.
В повседневных служебных отношениях чиновников должны осуждаться любые действия, которые могут привести к коррупции или создать ее возможность.
Они не меньше самой коррупции уничтожают доверие к государству Легче действовать правильно, если человек знает, какого поведения от него ждут.
Создание Комиссии по разрешению конфликта интересов при Совете по борьбе с коррупцией как раз и призвано сыграть такую роль.
Как верно подмечено, в жизни всегда возникают вопросы, опережающие правовое регулирование, которые необходимо решать.
В этом случае
может осуществляться также «управление по усмотрению», когда управляющий самостоятельно избирает наиболее целесообразный в данной ситуации вариант поведения или решения2.
В
таких моментах особенно важны нравственные качества чиновника.
Например, судебное противодействие злоупотреблениям правом, пишет 322 1См.: Пугачев В.П.
Указ.
соч.
С.
47.
2См.: Манохин В.М.
Правовое государство и проблема управления по усмотрению.
С.
25.

[Back]