знаний можно в последствии восполнить самообразованием, а отсутствие морального стержня ничем не компенсировать. Имеет смысл говорить о повышении уровня правовой культуры российского чиновника лишь тогда, когда он научится уважать права человека и гражданина, будет относиться к ним как к высшей социальной ценности. «Уважение» во всем его многообразии обладает значительным моральным весом. Оно будет действенным, если станет неотъемлемой составной частью правосознания и правовой культуры общества; будет признано наукой, общественным мнением в качестве цели, задачи, принципа права, государства, его органов и должностных лиц*. Показателем культуры властвующего лидера является эффективность проводимой им политики, особенно в отношении прав и свобод личности. Растет необходимость разработки такой концепции развития деятельности государственных служащих, которая отражала бы не только современные, но и прогнозируемые социальные и государственные потребности, включая и моральную сторону проблемы. Главное в том, чтобы в воспитательную работу были включены закономерности нравственного формирования личности государственного служащего. 158 ' См.; Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и фажданина. Саратов, 1996; он же: Уважение как универсальный принцип прав человека и фажданина // Уважение как принцип деятельности правоохранительных органов: Межвуз. Сб. / Под ред. А.С. Мордовца, В.П. Плешакова. Саратов, 2004. С. 3-14. |
ствиях руководителей корыстный умысел. Доказать же это весьма сложно. Созданная при Комитете по труду и социальным вопросам группа в настоящее время готовит серьезные поправки в плане усиления ответственности за невыплату зарплаты не только в Уголовный и Административный, но и в Трудовой кодекс РФ1. Закон только тогда закон, когда он надлежащим образом исполняется. Но, по верному замечанию Н.Н. Вопленко, каждый ищет и находит в правовых предписаниях то, что соответствует его потребностям и интересам. Одни рассматривают право как «материализованную» идею справедливости и, соответственно, используют правовые нормы в благородных целях укрепления правопорядка; другие прибегают к праву исходя из эгоистических соображений личного благополучия, игнорируя при этом предоставительно-обязывающее содержание правового регулирования; третьи строят фактическое поведение, в меньшей мере заботясь о юридических последствиях своей деятельности или даже избегая контактов с правовой действительностью. Однако, перефразируя известные слова Гегеля, можно сказать: кто разумно смотрит на право, на того и право смотрит разумно2. Еще одним условием успешного функционирования механизма реализации закона является высокий уровень правовой культуры граждан и должностных лиц. Но лишь когда российский чиновник научится уважать права человека и гражданина как высшую социальную ценность, этот принцип приобретает приоритетное значение в его профессиональной деятельности, и только в этом случае имеет смысл говорить о повышении уровня его правовой культуры. «Уважение» (курсив наш. ~ О.Ц.) во всем его многообразии обладает значительным моральным весом. Оно будет действенным, если станет неотъемлемой составной частью правосознания и правовой культуры общества; будет признано нау206 1 См.: Исаев А. Ш ахтера защитит закон. Неплательщикам зарплаты грозит уголовная ответственность // Парламентская газета. 2004. 9 июня. 2 См.: Вопленко Н.Н. Реализация права. Волгоград, 2001. С. 21. кой, общественным мнением в качестве цели, задачи, принципа права, государства, его органов и должностных лиц»1. Эффективность осуществляемых в стране преобразований в значительной степени зависит от надлежащего правового регулирования, его нравственных оснований. 207 1 М ордовец А.С. Социально-ю ридический механизм обеспечения прав человека и граж данина. Саратов, 1996; см. такж е: О н ж е. Уважение как универсальны й принцип прав человека и граж данина // У важ ение как принцип деятельности правоохранительных органов: М ежвуз. Сб. / П од ред. А .С . М ордовца, В.П . П леш акова. С аратов, 2004. С. 3-14. форму, ориентированную на рационализацию и эффективность, называют технократической1. Следует, на наш взгляд, согласиться с Г.И. Авциновой, считающей, что сегодня на первый план должны выходить такие грани правовой культуры служащих, как ответственность за свои действия, способность к согласованию противоречивых интересов, отказ от идеологии и психологии «исправителей человечества». Показателем культуры властвующего лидера является эффективность проводимой им политики, особенно в отношении прав и свобод личности. Настало время рассматривать правовую культуру политика не как одно из проявлений его общей культуры, а как некий интегральный результат его деятельности2. Итак, можно сделать определенные выводы. Правовая культура государственных служащих и должностных лиц, депутатов находится в настоящее время в кризисном состоянии, как и общество в целом. Деятельность органов власти неэффективна. Дело не только в самих субъектах власти, но и в состоянии массового политического сознания, когда происходит постоянное снижение доверия практически ко всем органам власти, политическим институтам и организациям. Только обладая высоким, зрелым правосознанием, достаточным уровнем правовой культуры, можно добиться эффективного управления, на что функционально нацелена исполнительная власть в государстве. Для того чтобы не только выжить, но идти вперед, строить правовое государство, гражданское общество, России необходима четко выстроенная государственная концепция повышенияуровня правовой культуры общества в целом и в сфере власти и управления в частности. Одним из приоритетных направлений, на которое указывалось в президентском Послании Федеральному Собранию 2000 г., является преодоление правового нигилизма, что послужит повышению уровня правовой культуры общества и представителей власти. 1См.: Из центра стратегических разработок. Материал к семинару на тему «Реформа исполнительной власти» // Право и власть. 2001. № 1.С. 144. 2См.: «Личность. Политика. Мораль» —Конференция в Воронеже // Государство и право. 1992. As 5. С. 148. 306 |