Проверяемый текст
Милушева, Татьяна Владимировна; Исполнительная власть как форма реализации права (Диссертация 2001)
[стр. 46]

МОЖНО К творческому применению в любой современной демократии.
Российская Федерация, исходя из исторического опыта других государств, своего опыта, развивает собственную модель разделения государственной власти, отвечающую ее современным требованиям.
Таким образом, единая государственная власть реализуется в законодательном, исполнительном и судебном вариантах, каждый из которых отличается определенной независимостью.
Вместе с тем, ветви власти не разделены «китайской стеной», они тесно взаимодействуют, проникают друг в друга.
Практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и может быть не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государственной власти.
Народовластие сегодня требует не внешнего противостояния его форм, а диалога, поиска договоренностей, взаимодействия в интересах народа, каждой личности таков императив власти начала X X I века.
3.
Принцип верховенства Конституции (закона) вытекает из ст.
4, ст.
1 Конституции Российской Федерации.
Данный принцип тесно связан с
предыдущим.
Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает, единство, согласованность, стабильность всей ее правовой системы.
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение.
Из этого следует требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех
подзаконных нормативных актов, принимаемых органами государственной власти, а также законов, иных нормативных актов, принимаемых субъектами Российской Федерации.
В соответствии со ст.
115 Конституции РФ нормативно-правовые акты исполнительной власти принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента России.
Полагаем, что именно подзаконный характер исполнительной власти придает принципу
46
[стр. 60]

6(1 отличается определенной независимостью.
Вместе с тем, ветви власти не разделены «китайской стеной», они тесно взаимодействуют, проникают друг в друга.
Практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государственной власти.

Горизонтальное разделение власти дополняется разделением власти по вертикали: между федеральной властью и властью региональных единиц, составляющих Федерацию.
Именно вопрос о разделении власти между центром и субъектами Федерации оказался ключевой проблемой исполнительной власти на современном этапе.
Юридической основой формирования отношений по вертикали является в Конституция РФ (гл.
3), Федеративный договор, Федеральный конституционный закон «О порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г., федеральные законы, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
Законодательная и правоприменительная практика разделения власти по вертикали вскрывает огромный пласт проблем, которые связаны прежде всего с особенностями российского федерализма1.
Чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений.
Это и сочетание национально-территориального и территориального принципа в устройстве 'См.: Лысенко В.Н.
Разделение властей и опыт Российской Федерации С.
13; Концепция "Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы1' Н Федерализм.
1997.
№1(5).
С.
44-45; Гадевосмн Э.В.
О моделировании в теории федерализма и проблемы асимметричных федераций Н Государство и право.
1997.
№ 8.
С.
15.


[стр.,97]

97 содержание, исключающее сосредоточение власти в руках одного лица или органа, так как это ведет по словам Монтескье к «ужасному деспотизму».
Принцип единства государственной власти означает социальное единство власти и единство в политико-юридическом аспекте как единство целей, задач, функций, действий по принципиальным вопросам государственной жизни1.
В функциональном аспекте речь идет о распределении функций между различными государственными органами: законодательными исполнительными и судебными.
Между тем в юридической литературе под принципом единства системы государственной власти иногда понимается принцип единства системы органов государственной власти2.
Полагаем, что принцип единства системы государственной власти является более широким понятием, нежели принцип единства системы органов государственной власти, он предполагает единую политику законотворчества, государственного управления, наличие институтов координации деятельности ветвей власти.
Данный принцип означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
В свое время Томас Гоббс в «Левиафане» замечал, что существует только один способ создать сильное государство, — это единство власти3.
Народовластие сегодня требует не внешнего противостояния его форм, а диалога, поиска договоренностей, взаимодействия в интересах народа, каждой личности — таков императив власти начала XXI века.
3.
Принцип верховенства Конституции (закона) вытекает из ст.
4, ст.
15 Конституции Российской Федерации.
Данный принцип тесно связан с
1См.: Чиркин В.Е.
Российская Конституция и международный опыт // Государство и право.
1998.
№ 12.
С.
15.
1 См.: Hapyrro С.В.
Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации .7 Правоведение.
1999.
Хе 4.
С.
28.
1 См.: Гоббс Т.
Избранные сочинения.
М..
1965.
С.35.


[стр.,98]

98 предыдущим.
Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность, стабильность всей ее правовой системы.
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение.
Из этого следует требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех
нормативных актов, принимаемых органами исполнительной власти, а также законов, иных нормативных актов, принимаемых субъектами Российской Федерации.
В соответствии со ст.
115 Конституции РФ нормативно-правовые акты исполнительной власти принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента России.
Полагаем, что именно подзаконный характер исполнительной власти придает принципу
верховенства Конституции, законов наибольшую значимость.
В условиях, когда в стране происходит правовая реформа, призванная обеспечить верховенство и торжество закона во всех в сферах жизни общества и государства, крайне необходимо выработать механизм поддержания законности и правопорядка.
На практике, в пылу «парада суверенитетов» субъекты федерации зачастую открыто игнорируют данный принцип, тем самым угрожают целостности правового пространства России, ее конституционной безопасности.
4.
Принцип приоритета и гарантированности прав человека и гражданина.
Признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью вытекает из ст.
I Конституции РФ, где зафиксировано положение о Российской Федерации как правовом государстве.
В ст.
2 Конституции РФ принцип находит свое непосредственное закрепление.
Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества.
Но права личности могут быть гарантированы только в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и

[Back]