Проверяемый текст
Цыбулевская, Ольга Ивановна; Нравственные основания современного российского права (Диссертация 2004)
[стр. 59]

ме изменения способа формирования должности главы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с инициативой Президента, внесенной в декабре 2004 года, предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта вносится Президентом РФ и утверждается законодательным органом субъекта Российской Федерации.
Стала ли власть эффективнее? И да, и нет.
Смотря что под этим понимать.
Если прозрачность и управляемость то да, если активность, инициативу, способность губернаторов «дать импульс» развитию регионов с этим сложнее.
Обязанность назначенца выполнять приказы данные сверху.
Он отвечает перед главой государства в гораздо большей степени, чем перед жителями «своих» территорий и это порождает массу проблем с «обратной» связью лидера и населения*.
11.
Сочетание убеждения и принуждения важнейшая форма проявлени демократизма, гуманизма и справедливости.
Убеждение и принуждение — методы государственного руководства обществом.
Главная задача демократического правового государства вустановлении разумного их сочетания.
Так, правильное решение вопроса об их соотношении приобретает особое значение в современной России в период перехода от тоталитаризма к демократии.
Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах.

К важным формам убеждения относится
правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, разъяснительная работа государственных служащих с населением.
Вместе с тем, любое человеческое общество требует управления.

Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.
Как и убеждение, принуждение имеет различные формы, методы и степень проявления.

В демократическом обществе государственное принуждение имеет свои особенности.
Во-первых, как уже отмечалось, оно является не главным, а второстепенным, применяемым после убеждения методом государственного управления.
Во-вторых, принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права.
Это исключает произвол.

59 ‘ См.: Добрынина Е.
Укрепляй и властвуй // Российская газета.
2005.
13 сентября.
[стр. 146]

не может быть не чем иным, как только частью (и следствием) общественного прогресса.
Снижение преступности делает возможным и смягчение наказания»1.
Принцип гуманизма должен работать не только в уголовном праве (здесь он наиболее рельефно проявляет себя), он призван также пронизывать все отрасли права административное, трудовое, гражданское и другие.
Сочетание убеждения и принуждения в праве важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости.
Убеждение и принуждение методы государственного руководства обществом.
Главная задача демократического правового государства в установлении разумного их сочетания.
Так, правильное решение вопроса об их соотношении приобретает особое значение в современной России в период перехода от тоталитаризма кдемократии.
Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах.

Его непосредственным выражении^ выступают сами нормы.
Знакомясь с содержанием норм, граждане убеждаются в их целесообразности.
К важным формам убеждения относится
также правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов.
В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия.
Вместе с тем любое человеческое общество требует управления.

Оно обеспечивается различными средствами, включая принуждение.
Как и убеждение, принуждение имеет различные формы, методы и степень проявления.

Принуждение, исходящее от власти на справедливых основаниях, является правомерным и не должно расцениваться как насилие2.
Вл.
Соловьев, признавая необходимость ограниченного насилия (принуждения), писал о том, что «нравственный принцип требует, чтобы люди свободно совершенствовались.
Для этого необходимо существование общества, но обще1Петропавловский В.
Нужна не гуманизация, а нормализация условий содержания заключенных // Российская юстиция.
2002.
№ 10.
С.
143.
2 О соотношении понятий «насилие» и «принуждение» подробнее см.: Зарицкий А.В.
Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства И Государство и право.
2004, № 2.
146

[стр.,147]

ство не может существовать, если всякому желающему предоставляется беспрепятственно убивать и увечить своих ближних...
следовательно, принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних проявлений, разрушающих общество, есть необходимое условие нравственного совершенствования (курсив наш.
О.Ц.) и в этом качестве требуется самим нравственным началам, хотя и не есть их прямое выражение»1.
В демократическом обществе государственное принуждение имеет свои особенности.
Во-первых, как уже отмечалось, оно является, не главным, а второстепенным, применяемым после убеждения методом государственного управления.
Во-вторых, принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права.
Это исключает произвол,
насилие.
В Конституции РФ (ст.
21) говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Существуют определенные правовые гарантии данной нормы.
Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, допустивших превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями.
Наконец, государственное принуждение выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания.
Следовательно, оно содержит в себе черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Принуждение сложное правовое явление.
Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные меры, меры юридической ответственности.
Вступив в Совет Европы, Россия стала перестраивать свою правовую систему строго в соответствии с представлениями о принципах свободы, гуманиз147 1Соловьев B.C.
Соч.: В 3 т.
М., 1988.
Т.
1.
С.
111.
Есть и другие точки зрения на этот счет.
Так, Л.
Толстой, как известно, называл насилием любое внешнее принуждение.
Он традиционно противопоставлял его убеждению, которому отдавал нравственное и духовное преимущество.

[Back]