Проверяемый текст
Цыбулевская, Ольга Ивановна; Нравственные основания современного российского права (Диссертация 2004)
[стр. 60]

• I в Конституции Российской Федерации (ст.
21) говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Существуют определенные правовые гарантии данной нормы.
Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, допустивших превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями.
Наконец, государственное принуждение выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания.
Следовательно, оно
включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Принуждение сложное правовое явление.
Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры
юридической ответственности.
Следует сказать несколько слов об эффективности применения принципов.
Имея источником объективные закономерности, реалии, принципы деятельности механизма государства реализуются посредством субъективной деятельности органов и служащих государственной власти и местного самоуправления.
Чем более организованными и слаженными будут действия органов власти любого уровня, тем социально эффективнее будут результаты этой деятельности.
Поэтому, соглашаясь с мнением Г.В.
Атаманчука, подчеркнем, что критерием эффективности применения названных принципов является, прежде всего, достижение системности механизма государства, а посредством ее гармоничности и комплексности общественной жизни в целом В заключении хотелось бы отметить, что реализация принципов построения и функционирования государственного механизмазависит от знаний и действий государственных служащих и должностных лиц.
Это обстоятельство обусловливает организацию со стороны государственных органов целенаправлен60 ' См.: Атаманчук Г.В.
Теория государственного управления.
М., 1997.
С.
202.
[стр. 147]

ство не может существовать, если всякому желающему предоставляется беспрепятственно убивать и увечить своих ближних...
следовательно, принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних проявлений, разрушающих общество, есть необходимое условие нравственного совершенствования (курсив наш.
О.Ц.) и в этом качестве требуется самим нравственным началам, хотя и не есть их прямое выражение»1.
В демократическом обществе государственное принуждение имеет свои особенности.
Во-первых, как уже отмечалось, оно является, не главным, а второстепенным, применяемым после убеждения методом государственного управления.
Во-вторых, принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права.
Это исключает произвол, насилие.
В Конституции РФ (ст.
21) говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Существуют определенные правовые гарантии данной нормы.
Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, допустивших превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями.
Наконец, государственное принуждение выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания.
Следовательно, оно
содержит в себе черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Принуждение сложное правовое явление.
Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные меры,
меры юридической ответственности.
Вступив в Совет Европы, Россия стала перестраивать свою правовую систему строго в соответствии с представлениями о принципах свободы, гуманиз147 1Соловьев B.C.
Соч.: В 3 т.
М., 1988.
Т.
1.
С.
111.
Есть и другие точки зрения на этот счет.
Так, Л.
Толстой, как известно, называл насилием любое внешнее принуждение.
Он традиционно противопоставлял его убеждению, которому отдавал нравственное и духовное преимущество.

[Back]