Проверяемый текст
Жилавская Ирина Владимировна. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий (Диссертация 2008)
[стр. 102]

Если телесмотрение работающей молодежи в целом схоже с телесмотрением зрелой аудитории, то школьники и студенчество, ввиду иного образа жизни, сморят телевизор в другое время, чем взрослые.
И предпочитаемые телеканалы тоже иные, чем у взрослых.

Современные центральные телеканалы предлагают молодому зрителю передачи, предназначенные специально для него.
Их особенно много на музыкальных каналах
МТУ и МУЗ-ТВ, а также развлекательных СТС и ТНТ.
Это программы о жизни «звезд» шоу-бизнеса, игры, реалити-шоу.
Рассчитанные на примитивные потребности зрителя, они часто формируют у молодежи асоциальные модели поведения, установки на легкий успех, культивируют алчность, терпимость к насилию.
Подобное содержание позволяет
организаторам медиабизнеса быстро, с небольшими затратами повысить рейтинг программ и их рекламную привлекательность.
Говоря о российском телевещании последних лет, критики констатируют, что, несмотря на снижение количества негативных сюжетов на отечественном экране, объективных, информационно сбалансированных, действительно профессиональных программ пока не появляется.
«Многие исследователи отмечают растущую тенденцию к формированию особой «новостной реальности», «новостного шоу», определяют современные теленовости как инструмент мистифицирования
общества»/1 Короткие новостные сюжеты служат подводкой для реперной информации.
Однако при
внешне»! сбалансированности новостного эфира заметно нарочитое «перераспределение» оценок представленных в эфире событий между основными сферами жизнедеятельности.
Так, большинство сюжетов о событиях, происходящих в России,
преподносится зрителю в качестве социальных.
Проблема, котораяв восприятии общества может оцениваться как макросоциальная фрустрация (рост цен, пиковая аварийность
71 71 Шеина И.Б.
Телевизионная критика о современном новостном ТВ // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве.
Со.
материалов науч.
практ.
конф.
М.; Факультет журналистики МГУ имени М.В.
Ломоносова, 2006.
С.
394.

102
[стр. 57]

57 ' крупных медиахолдингов обостряет актуальные вопросы влияния телевидения на аудиторию и, в особенности, на молодежь.
Молодежь сегодня становится одной из наиболее привлекательных для рекламодателей телеаудиторией.
По возрасту, она делится на три подгруппы школьники (14-17 лет), студенчество (17-25 лет), работающие (25-30 лет).
Если телесмотрение работающей молодежи в целом схоже с телесмотрением зрелой аудитории, то школьники и студенчество, ввиду иного образа жизни, сморят телевизор в другое время, чем взрослые.
И предпочитаемые телеканалы тоже иные, чем у взрослых.

После перехода телевизионных каналов на круглосуточное вещание, конкурентная борьба за молодежную аудиторию развернулась и в ночном эфире.
По словам ведущей ночной программы ТВЦ «Синий троллейбус» И.
Палей, за 2005 год произошло качественное изменение аудитории: «Если раньше преобладали брошенные женщины или отвязная артпублика, то теперь звонят состоявшиеся, социально активные люди, не имеющие возможности высказаться днем».63 Директор Национального исследовательского центра телевидения и радиовещания А.
Самохвалов подчеркивает, что наибольшую часть ночной аудитории составляют люди свободных профессий и молодежь до 40 лет, ведущие ночной образ жизни, а также интеллектуалы: аспиранты, преподаватели вузов, журналисты.
Это наиболее активная часть аудитории.64 Современные центральные телеканалы предлагают молодом}' зрителю передачи, предназначенные специально для него.
Их особенно много на музыкальных каналах
MTV и МУЗ-ТВ, а также развлекательных СТС и ТИТ.
Это программы о жизни «звезд» шоу-бизнеса, игры, реалити-шоу.
Рассчитанные на примитивные потребности зрителя, они часто формируют у молодежи асоциальные модели поведения, установки на легкий успех, культивируют алчность, терпимость к насилию.
Подобное содержание позволяет
ор63 http://hghltd.yandex.nct/yandbtm?url=http 64 Там же.


[стр.,58]

ганизаторам медиабизнеса быстро, с небольшими затратами повысить рейтинг программ и их рекламную привлекательность.
Говоря о российском телевещании последних лет, критики констатируют, что, несмотря на снижение количества негативных сюжетов на отечественном экране, объективных, информационно сбалансированных, действительно профессиональных программ пока не появляется.
«Многие исследователи отмечают растущую тенденцию к формированию особой «новостной реальности», «новостного шоу», определяют современные теленовости как инструмент мистифицирован
ил общества».65 * «Информация» и «рекреация» основные стратегические установки сегодняшних топ-менеджеров телевещания.
При этом на информационную функцию ТВ возлагается особая нагрузка.
Так, информационные программы телевидения занимают по рейтингу, как правило, вторые места (после художественных фильмов).
Их рейтинг на ОРТ 85,6%, на РТР 71,3%, на НТВ 60,8%.
Однако потребности аудитории в событийной, оперативной информабб ции пока нс удовлетворяются полностью.
Вот как оценивают современный российский телеэфир авторы исследования, проведенного в Санкт-Петербурге в 2007 году.67 «Информационный эфир российских телеканалов в целом представляется насыщенным.
Новостные выпуски в основной своей массе состоят из сравнительно коротких сю58 65 Шеина И.Б.
Телевизионная критика о современном новостном ТВ // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве.
Со.
материалов науч.-практ.
конф.
М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.
Ломоносова, 2006.
С.
394.

65 Средства массовой информации России.
С.
144.
67 Давыдов Сергей, Дутов Андрей.
Содержание вечернего телевизионного эфира в 2007 г.
С.
82-84.
// Российское телевидение: между спросом и предложением.
[В 2 томах].
Том 2 /под ред.
А.
Г.
Качкаевой, И.
В.
Кирия.
М.: Элиткомсгар, 2007.
152 с.
Исследование в рамках проекта «Обыденные критики» (проводилось совместно с Фондом «Общественное мнение») Центра анализа медиа Фонда «Образованные медиа» / Объект исследования телеэфир шести ведущих российских каналов.
Предмет исследования содержательные элементы телеэфира (темы и сюжеты, субъекты действия и социальная среда происходящего).
Исследование было проведено методом контент-аналнза аудиовизуальных материалов.
Для анализа отбирались материалы за 2 недели вещания: с 19 по 25 марта 2007 г.
и с 16 по 22 апреля 2007 г.
Анализировались сделанные в Санкт-Петербурге записи эфира шести телеканалов: Первый капал; «Россия»; НТВ; СТС; ТНТ; Рен-'ГВ.


[стр.,59]

жетов.
Ключевые чаще официальные сюжеты длиннее по хронометражу.
Короткие новостные сюжеты служат подводкой для реперной информации.
Однако при
внешней сбалансированности новостного эфира заметно нарочитое «перераспределение» оценок представленных в эфире событий между основными сферами жизнедеятельности.
Так, большинство сюжетов о событиях, происходящих в России,
преподносятся зрителю в качестве социальных.
Проблема, которая в восприятии общества может оцениваться как макросоциальная фрустрация (рост цен, пиковая аварийность
производства (добычи) в некоторых отраслях экономики, рост преступности), переводится в разряд микросоциальной фрустрации (несбалансированность ценовой политики в отдельных точках розничной продажи; отдельная авария, произошедшая по вине нескольких руководителей низшего звена, локальная неавторизованная преступная активность).
Тем самым информационные материалы, касающиеся политической и экономической сфер, подаются как элементы повседневной социальной проблематики.
Ключевым фактором динамики общественно-политического телеэфира в 2004-2007 годах, таким образом, становится переход от осмысления текущей проблематики в политическом ключе к ее социальному осмыслению.
К «новой телевизионной реальности» уже не применим ряд выводов, сделанных по результатам исследования 2004 года68, в частности, касающихся выраженного негативного, депрессивного характера изображаемой социальной среды, кризисного состояния практически всех важных жизненных систем «телевизионного» общества.
Причем соответствующие перемены произошли не только в общественнополитическом, но и других сегментах вещания.
Действительно невысокое качество отечественных сериалов компенсируется «не кинематографическим» типом интриги демонстраций социальной девиации, нарушением моральбк Основные результаты исследования 2004 года см.
в: Давыдов С., Давыдова Т.
Формирование массовой психологии через средства массовой коммуникации // Психологические аспекты политического процесса во «второй пугинской республике» / Под ред.
Е.Б.Шестопал.
М.: Аспект Пресс, 2006.
С.
158-163; Давыдов С., Селиверстова Н.
11редставления об обществе в современных телевизионных сериалах // Меди@льманах.
№ 2, 2007.-С.
22-36.
59

[Back]