производства (добычи) в некоторых отраслях экономики, рост преступности), переводится в разряд микросоциальной фрустрации (несбалансированность ценовой политики в отдельных точках розничной продажи; отдельная авария, произошедшая по вине нескольких руководителей низшего звена, локальная неавторизованная преступная активность). Тем самым информационные материалы, касающиеся политической и экономической сфер, подаются как элементы повседневной социальной проблематики. Многоканальность, сопряженная с многоформатностью современного телевидения, явилась основанием демассификации аудитории, которая вызывает озабоченность многих исследователей коммуникации, поскольку «реализация интегративной, социально-педагогической и, в достаточной степени, организаторской функции ТВ оказалась под угрозой. Сначала из общего спектра функций исчезла адаптивная функция. Теперь многие функции ТВ, которые обеспечивали общественное предназначение телевизионной коммуникации, теряют свои позиции с явной очевидностью для аудитории».72 Сегодня в сфере телевизионной коммуникации устанавливается сервисный вариант коммуникации. «Меню» на пульте современного телевизора своеобразный символ сервисного подхода к получению телевизионной продукции: информационной, культурной, развлекательной, доставляемой с помощью эфирного сигнала, спутниковой связи, кабельных сетей».73 Российским телезрителям еще предстоит освоить возможные варианты индивидуального телевизионного кабельного сервиса, владения техникой, позволяющей самостоятельно монтировать программы. 72 Телевизионная журналистика. / Ред. кол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я.Юровский. 4е издание. М.: МГУ, Высшая школа, 2002. 73 Беспамятнова Г.Н. Сервисные тенденции в организации телевизионного вещания //Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сб. материалов науч. практ. конф. М.: Факультет журналистики ТГУ им. М.В. Ломоносова, 2006, с. 345-347. 103 |
жетов. Ключевые чаще официальные сюжеты длиннее по хронометражу. Короткие новостные сюжеты служат подводкой для реперной информации. Однако при внешней сбалансированности новостного эфира заметно нарочитое «перераспределение» оценок представленных в эфире событий между основными сферами жизнедеятельности. Так, большинство сюжетов о событиях, происходящих в России, преподносятся зрителю в качестве социальных. Проблема, которая в восприятии общества может оцениваться как макросоциальная фрустрация (рост цен, пиковая аварийность производства (добычи) в некоторых отраслях экономики, рост преступности), переводится в разряд микросоциальной фрустрации (несбалансированность ценовой политики в отдельных точках розничной продажи; отдельная авария, произошедшая по вине нескольких руководителей низшего звена, локальная неавторизованная преступная активность). Тем самым информационные материалы, касающиеся политической и экономической сфер, подаются как элементы повседневной социальной проблематики. Ключевым фактором динамики общественно-политического телеэфира в 2004-2007 годах, таким образом, становится переход от осмысления текущей проблематики в политическом ключе к ее социальному осмыслению. К «новой телевизионной реальности» уже не применим ряд выводов, сделанных по результатам исследования 2004 года68, в частности, касающихся выраженного негативного, депрессивного характера изображаемой социальной среды, кризисного состояния практически всех важных жизненных систем «телевизионного» общества. Причем соответствующие перемены произошли не только в общественнополитическом, но и других сегментах вещания. Действительно невысокое качество отечественных сериалов компенсируется «не кинематографическим» типом интриги демонстраций социальной девиации, нарушением моральбк Основные результаты исследования 2004 года см. в: Давыдов С., Давыдова Т. Формирование массовой психологии через средства массовой коммуникации // Психологические аспекты политического процесса во «второй пугинской республике» / Под ред. Е.Б.Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 158-163; Давыдов С., Селиверстова Н. 11редставления об обществе в современных телевизионных сериалах // Меди@льманах. № 2, 2007.-С. 22-36. 59 62 Потребители (телевеберы) уже создают свое собственное самодельное интерактивное телевидение (ИТВ), сочетая работу в Интернете с просмотром любимых телепередач, используют Интернет для поиска дополнительной информации по темам новостей или для общения с другими зрителями и участия в онлайновых опросах во время трансляции телешоу. Многоканальность, сопряженная с многоформатностью современного телевидения, явилась основанием демассификации аудитории, которая вызывает озабоченность многих исследователей коммуникации, поскольку «реализация интшративной, социально-педагогической и, в достаточной степени, организаторской функции ТВ оказалась под угрозой. Сначала из общего спектра функций исчезла адаптивная функция. Теперь многие функции ТВ, которые обеспечивали общественное предназначение телевизионной коммуникации, теряют свои позиции с явной очевидностью для аудитории».74 Сегодня в сфере телевизионной коммуникации устанавливается сервисный вариант коммуникации. «Мето» на пульте современного телевизора своеобразный символ сервисного подхода к получению телевизионной продукции: информационной, культурной, развлекательной, доставляемой с помощью эфирного сигнала, спутниковой связи, кабельных сетей». Российским телезрителям еще предстоит освоить возможные варианты индивидуального телевизионного кабельного сервиса, владения техникой, позволяющей самостоятельно монтировать программы. В данной ситуации при взаимодействии телекомпаний с молодежной аудиторией тем более актуальной становится проблема разработки и внедрения в редакционные процессы медиаобразовательных стратегий и технологий. 73 http://wvw.humanities.edu.ru/db/msg/2405 71 Телевизионная журналистика. Учебник / Ред. кол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. 4-е издание. М.: МГУ, Высшая школа, 2002. 7i Беспамятнова Г.Н. Сервисные тенденции в организации телевизионного вещания // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сб. материалов науч.-практ. конф. М.: Факультет журналистики ТГУ им. М.В. Ломоносова, 2006, с. 345-347. 189 8. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Саранск: Издво Мордов. ун-та, 1992 9. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия: М.: РИП-холдинг, 2003 Ю.П.Бергер, Т.Лукман Социальное koiгетруирование реальности. М.:, Медиум, 1995 11. Беспамятнова Г.Н. Сервисные тенденции в организации телевизионного вещания // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сб. материалов науч.-практ. конф. М.: Факультет журналистики ТГУ им. М.В. Ломоносова, 2006 12. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат; 1991 13. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М.: Изд-во ИКАР, 2003 14. Болкунов А. Гражданская журналистика: что это такое. Библиотека Центра экстремальной журналистики, http://www.library.cies.ru 15. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. ПрохоровМ.СПб., 2002 16. Брушлинская Н. Насилие на экране и в жизни //Российская Федерация сегодня. 2002. № 6 17. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме //Философия образования. -М., 1996 18. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия. //Специалист. — 1933. № 5 19. Вандышева Л.В. Молодежная занятость: Репрезентация проблемы в прессе //Русская молодежь. Демографическая ситуация. Миграции. М., 2004 20. Вартаиова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели. //Информационное общество. 2003. №> 3 |