наличие своего стационарного помещения с хорошо оборудованной сценой и празднично оформленной зрительской частью здания. Шоу-программа может быть осущесгвлена не только в условиях стационарного, адаптированного помещения. Шоу может быть на стадионах, в огромных залах, на открытых площадках — в любых местах, выбранных и арендованных устроителями для проведения эксклюзивных концертов, гастролей, знаменательных торжеств и т.д. И отнюдь не всегда выбранные для проведения шоу площадки отвечают желаемым требованиям. Устроители крупных шоу обязательно привлекают “звезд” — знаменитостей (и не только эстрадных, но и “звезд” политики, бизнеса и т.д.). Налицо коммерческая заинтересованность: чем больше “звезд” в одном шоу, чем известней их имена, тем выше цена билета, тем сильней успех. Анализ так называемого “феномена звезды” начали социологи кино, наблюдая удивительное явление, связанное с чисто кинематографической особенностью массового успеха артиста,— идентификацией, слиянием его самого, его личности, его судьбы с персонажем, с судьбой героя, с “легендой” (Жан Габен, Мерилин Монро или Бриджитт Бардо). Так возник особый предмет социологии кино— “дивизм” (от итальянского “diva”), породивший ряд интересных и серьезных исследований. Привлекали внимание такие любопытные вопросы, как клише “звезды” и ее популярность, как обратная связь “звезда”реклама, как стабильность и новизна в облике “звезды” и т.д. Главное же в том, что сам артист словно бы “растворялся” в образе, им созданном, образ поглощал его. Реальная М. Пикфорд или В. Холодная полностью совпадали в представлениях публики с их героинями. Волей-неволей артисты должны были и в новых ролях воспроизводить прежнее “клише”. Позднее, уже в телевизионную эпоху возникло понятие так называемого имиджа (термин американский). Имидж — тоже идентификация человека с образом, но уже иная, нежели “клише” в кино. Имидж — далеко не обязательно актерское творение, момент перевоплощения здесь отсутствует. 112 |
90 Это же мы можем сказать и о театре-варьете последнего времени, который становится все более сходным с традиционным мюзик-холлом. Прежде всего, он восхищает яркой зрелищностью своих представлений; балетная группа поражает безупречными внешними данными танцовщиц и удивительной синхронностью движений в массовом танце. Архитектура сцены позволяет включать в действие выступления фигуристов и мастеров синхронного плавания. Отличная светои звукоаппаратура помогает в создании высококлассных шоу. Было бы неверно утверждать, что шоу-программа может быть осуществлена только в условиях стационарного, адаптированного помещения. Шоу может быть на стадионах, в огромных залах, на открытых площадках — в любых местах, выбранных и арендованных устроителями для проведения эксклюзивных концертов, гастролей, знаменательных торжеств и т.д. И отнюдь не всегда выбранные для проведения шоу площадки отвечают желаемым требованиям. Специально для этого достраиваются или выстраиваются заново такие сложные технические конструкции, которые позволяют воплотить в реальность небывалого размаха аттракционы. Широко известны примеры, связанные с гастрольной деятельностью и всемирными турне таких "поп-звезд", как Мадонна, Майкл Джексон и т.д., в подготовке и проведении гастролей которых заняты тысячи людей. Исходя из необходимости привлечения как можно большего числа зрителей, устроители крупных шоу обязательно привлекают “звезд” — знаменитостей (и не только эстрадных, но и “звезд” политики, бизнеса и т.д.). Налицо коммерческая заинтересованность: чем больше “звезд” в одном шоу, чем известней их имена, тем выше цена билета, тем сильней успех. Анализ так называемого “феномена звезды” начали социологи кино, наблюдая удивительное явление, связанное с чисто кинематографической особенностью массового успеха артиста,— идентификацией, слиянием его самого, его личности, его судьбы с персонажем, с судьбой героя, с “легендой” (Жан Габен, Мерилин Монро или Бриджитт Бордо). Так возник особый предмет социологии кино — “дивизм” (от итальянского “diva”), породивший ряд интересных и серьезных исследований. Привлекали внимание такие 91 любопытные вопросы, как клише “звезды” и ее популярность, как обратная связь “звезда”-реклама, как стабильность и новизна в облике “звезды” и т.д. Главное же, сам артист словно бы “растворялся” в образе, им созданном, образ поглощал его. Реальная М. Пикфорд или В. Холодная полностью совпадали в представлениях публики с их героинями. Волей-неволей артисты должны были и в новых ролях воспроизводить прежнее “клише” (II, 35, с. 137.). Позднее, уже в телевизионную эпоху возникло понятие так называемого имиджа (термин американский). Имидж— тоже идентификация человека с образом, но уже иная, нежели “клише” в кино. Имидж — далеко не обязательно актерское творение, момент перевоплощения здесь отсутствует. Это именно электронный “ореол”, “нимб”, постепенно окружающий на телеэкране человека, полюбившегося публике и накопившего популярность. Восхищение публики, словно аккумулируясь, излучается и возвращается к ней же. О "звезде" хотят узнать все, начиная от творческой деятельности и заканчивая подробностями личной жизни. Подобный аспект оказывает "звезде" большую услугу, т.к. является признаком всенародной популярности, а значит сумма гонорара "звезды" увеличивается по мере роста ее популярности. Привлечение "звезды" к участию в шоу, модельном показе, кино, мюзикле, театральной постановке, записи альбома является гарантией спроса, аншлага. Использование "звезды" как основного звена широко развито в киноиндустрии, где все компоненты фильма выстроены так, чтобы на первом плане выделялась "звезда" (боевик, вестерн и т.д.), а также в музыкальной индустрии, где выпускаются альбомы, устраиваются всевозможные шоу, снимаются клипы. Телеиндустрия не может обойтись без "звезд", поскольку наличие громкого имени является гарантией того, что телевизионное шоу обеспечено рекламодателями и рейтингом зрителей. Модельный бизнес также заинтересован в участии топ-моделей, которых воспитывают и создают как будущих "звезд" подиума. Многолетний зарубежный опыт позволил выработать определенную тактику и стратегию, определив схему становления “звездой”. Данная схема приведена в учебном пособии по менеджменту шоу-бизнеса МГУК |