зрелищ в модернистском обществе. Распространение игр в России в последнее десятилетие можно также связать, по нашему мнению, с возрастанием интереса к национальной культуре, особенностям праздничной игровой среды разных поколений россиян. Обозначилась ориентация на зрелищность досуга, явственно проступает интерес к информационно-пространственному взаимодействию. Играизация отлична от игры, которая есть деятельность, лишенная прямой практической целесообразности. В игре все осуществляется «понарошку». Играизация прагматична, что проявляется в следовании узкопрактическим интересам, соображениям выгоды и пользы. Играизация не знает строп ос правил, напротив, она их постоянно корректирует и создает новые модели деятельности; нарушение же правил шры ведет к исключению из нее. Играизация охватывает все слои общества, в то время как игра доступна в полной мере лишь избранным. Играизация в отличие от игры предполагает освоение специфического знания конкретных общественных, сфер, которое происходит именно на ином этапе социализации. Игровое взаимодействие как ведущий вид взаимодействия в КВН приобретает свое особое значение в молодежной среде, что связано и с особенностями возраста и со спецификой развития современного общества в свете теории шраизации. В игровом взаимодействии в рамках КВН молодежь находит для себя возможности реализации своих непосредственных интересов через развитие двух полюсов: сотрудничества, кооперации и состязательности, конкуренции. Игры, танцы, музыка, пантомима, «выступления» болельщиков являются не просто сопровождающими действие элементами КВН, они есть основная форма жизнедеятельности участников движения. И это позволят определить это движение как экспрессивное. Молодежный досуг представляет собоГг сферу, где сегодня прежде всего формируются молодежные культуры. Он сочетает в себе элементы отдыха, спорга, просвещения, самообразования, развлечения, творческой деятельности, созерцания, размышления, зрелища. Причем характерной его современной особенностью является то, что одно часто вытекает и сочетается или содержится в 119 |
современного общественного развития, в частности интерпретировать процесс включения игровых социальных практик в жизненной стратегии индивидов и их распространение во многих сферах общественной жизни. Играизация как одна из социологических парадигм постмодерна позволяет освоить неодетерминистский и уникальный характер новых социальных реалий. Играизация, как и высшие формы игры социального характера (в отличие от игр животных), представляет способ переживания реальности, предполагающий взаимопроникновение игровой деятельности и культуры. Концепция игры получила широкое признание благодаря известной работе Й. Хейзинги. Социальные игры (зрелища, музыка, маскарады, турниры) присущи только человеку. Играизация и игра олицетворяют собой свободную деятельность человека. Они не могут осуществляться «по принуждению». Как играизации, так и игре свойственна страсть, то, что Хейзинга назвал «напряжением»: «Напряжение свидетельство неуверенности, но и наличие шанса. Именно элемент напряжения сообщает игровой деятельности, которая сама по себе лежит вне области добра и зла, то или иное этическое содержание. Ведь напряжение игры подвергает силы игрока испытанию: его физические силы, упорство, изобретательность, находчивость, мужество и выносливость, но вместе с тем и его духовные силы». [128] Играизация отлична от игры, которая есть деятельность, лишенная прямой практической целесообразности. В игре все осуществляется «понарошку». Играизация прагматична, что проявляется в следовании узкопрактическим интересам, соображениям выгоды и пользы. Играизация нс знает строгих правил, напротив, она их постоянно корректирует и создает новые модели деятельности; нарушение же правил игры ведет к исключению из нее. Играизация охватывает все слои общества, в то время как игра доступна в полной мере лишь избранным: Хейзинга считал, что игровое сообщество обладает склонностью сохранять свой постоянный состав и после того, как игра уже кончилась, что участникам игры присуще чувство, что они совмест дискурсы; типы идентичности акторов; символические признаки, которые в условиях неопределенности выражают некую значимость для определенных групп молодежи. Завершая раздел, сформулируем основные выводы. Рассмотрев основные виды взаимодействия в рамках КВН, мы признали ведущими информационно-коммуникативное и игровое взаимодействие, дополняя их характеристиками групповой практической и интеллектуальной деятельности. Коммуникация в КВН определяется нами как оформленные в театрализованной, зрелищной форме актуальные оценочные суждения команд о различных аспектах социальной реальности, которые передаются преимущественно молодежной аудитории и распространяются, воспроизводятся в реальной жизни молодежи через образцы поведения, языка, символики КВН. Игровое взаимодействие как ведущий вид взаимодействия в КВН приобретает свое особое значение в молодежной среде, что связано и с особенностями возраста и со спецификой развития современного общества в свете теории играизации. В игровом взаимодействии в рамках КВН молодежь находит для себя возможности реализации своих непосредственных интересов через развитие двух полюсов: сотрудничества, кооперации и состязательности, конкуренции. 62 ских предпочтений и вообще в сфере потребления. Происходит атомизация молодежной среды и одновременно превращение субкультурных групп ровесников в доминирующие референтные группы. Молодежный досуг, представляет собой сферу, где сегодня прежде всего формируются молодежные культуры. Он сочетает в себе элементы отдыха, спорта, просвещения, самообразования, развлечения, творческой деятельности, созерцания, размышления, зрелища. Причем, характерной его современной особенностью является то, что одно часто вытекает и сочетается или содержится в другом. Во время и в сфере молодежного досуга реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функция. Досуговые инициативы самих подростков и молодежи редко носят позитивный характер. В молодежных культурах в основном преобладает потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными, В молодежной среде появились новые тенденции в понимании культуры, культурного человека и его места в будущей социальной среде. Как показывают исследования последних лет, молодежь признает объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, но редко проявляет активность в их освоении. Социологические опросы показывают, что при высокой требовательности и неприятии форм досуга, предлагаемых для молодежи обществом и государством, довольно часто молодые люди вполне удовлетворены своим альтернативными. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться, как толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное. В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения; это община, например, у панков, байкеров, скинхэдов или у хиппи племя, со своей мистической взаимосвязью, 88 |