Глава I Культурный кризис XX века и его отражение в телевизионных программах для молодежи. 1.1. Телевидение как средство массовой информации. Особенности культурологических подходов к изучению телевизионной культуры. Телевидение является средством массовой информации. Это особый род воспринимаемой информации: аудиовизуальная информация. Неслучайно, что само понятие «информация» в смысле экзистенциального знания, объективизированного и автономного, возникло лишь в XX веке. До этого на всём протяжении культурно-исторического развития человечества знаки и образы, хранящие и передающие то или иное знание, были более сопоставимы с переживанием. Знание об информации, таким образом, стремительно развивалось именно в XX веке. Была предложена следующая классификация информации: семантическая информация, подчиняющаяся законам общечеловеческой логики, и эстетическая информация, не подчиняющаяся таковым9. Семантическая информация, обращенная к человеческому здравому смыслу, при этом интравертia. Она побуждает человека к действиям, направленным на соблюдение своих интересов. Эстетическая информация, особенно проистекающая в результате воздействия средств массовых коммуникаций и, в первую очередь, телевидения, пробуждает в большей степени архаические, инстинктивные, эмоциональные и неосознанные переживания. При этом целью воздействия эстетической информации (прежде всего, эмоциональной) являются именно коллективные и индивидуальные убеждения, основные культурные и человеческие ценности цивилизации и т.д., а сама информация становится обособленной буферной зоной между коллективным цивилизационным опытом человечества и эмоциональной! настроенностью отдельного человека, что 9 А.Моулз. Манипулятивиые технологии в системе массовых коммуникаций 16 |
стороны информационных «программ-вирусов», если провести аналогию с компьютеризированным миром программ, применяемых в том числе и для обработки телевещательных материалов. Знание о технических достижениях XIX века стремительно устаревает, а те факты, которые казались доминирующими в общественном сознании несколько десятилетий назад, представляются спорными или недостоверными. При этом современная информация в чистом виде, по сути, не совмещается с сознанием человека, а иногда и попросту «конфликтует». Сейчас всё чаще исследователи с тревогой говорят о значительной трансформации общественного и личного сознания, позволяющей уже употреблять терминологию «клиповое сознание», «манипуляция массовым сознанием» и т.д. Телевидение является средством массовой информации, поэтому рассмотрим представления об информации в современном научном знании. В известном смысле, информация представляет собой проекцию и наложение знания на различные технологические схемы. Информацию мы получаем и с экрана телевизора, но это особый род воспринимаемой информации: аудиовизуальная информация. Не случайно, что само понятие «информация» в смысле экзистенциального знания, объективизированного и автономного, возникло лишь в XX веке. До этого на всём протяжении культурно-исторического развития человечества знаки и образы, хранящие и передающие то или иное знание, были более сопоставимы с переживанием. Знание об информации, таким образом, стремительно развивалось именно в XX веке. Была предложена следующая классификация информации: семантическая информация, подчиняющаяся законам общечеловеческой логики, и эстетическая информация, не подчиняющаяся таковым (А.Моулз). Семантическая информация, обращённая к I* человеческому здравому смыслу, при этом интравертна. Она побуждает человека к действиям, направленным на соблюдение своих интересов. Напротив, эстетическая информация, особенно проистекающая в результате воздействия средств массовых коммуникаций и в первую очередь телевидения, пробуждает в большей степени архаические, инстинктивные, эмоциональные и неосознанные переживания. Реальное положение и соотношение вещей становится второстепенным при трансляции эстетической информации. Факты, логические выводы при этом проигрывают по сравнению с эмоциональной реакцией, смешанной с архаическими переживаниями индивида. При этом целью воздействия эстетической информации (прежде всего, опять-таки, эмоциональной) являются именно коллективные и г индивидуальные убеждения, основные культурные и человеческие ценности цивилизации и т.д., а сама информация становится обособленной буферной зоной между коллективным цивилизационным опытом человечества и эмоциональной настроенностью отдельного человека, что придаёт ей все необходимые свойства инструмента весьма пригодного для манипулирования эмоциональным состоянием масс. В то же время информация, рассмотренная в эстетическом ключе, открывает перед человечеством невиданные доселе возможности для устранения предубеждений, пристрастий и иных накопленных стереотипов, явно неадекватных логической структуре семантической информации. Процесс технизации культуры, когда человек вынужден приспосабливаться к языку машины, выдвигает понятие информации как одно из центральных: «Этому всегда способствует характерное исключение духовных компонентов из человеческой деятельности, сведение её к чисто механической. Во-первых, внедрение калькуляторских методов во все сферы культуры. Интересно, что вместе с этим происходит и тотальная 15 |