Проверяемый текст
Мухамед Наим. Телевидение в контексте глобализации культуры (Диссертация 2003)
[стр. 19]

человечества.
Поэтому в значительной степени экранная культура становится, по сути, инокультурной псевдосредой, виртуальной обёрткой красивого, но пока ещё неопределённого содержания.
На сегодняшний день телевидение, в отличие от прессы, способно ещё более оперативно, централизованно и всеохватно транслировать ту или иную информацию населению, обращаясь при этом «от третьего лица» непосредственно к каждому индивидууму, включённому в коммуникационный процесс.
В отличие от радио, телевидение делает это намного более эффективно, во-первых, в силу более высокой наглядности и в связи с этим доступности экранной культу ры вообще, а во-вторых, по причине
облегчённое™ психологического восприятия человеком такого феномена, как телевидение.
С изобретением телевидения, а затем и компьютера мир книги не отошел в прошлое,
нс исчезло и благотворное влияние её на внутренний мир человека.
Относительно недавно книга выполняла для аристократии статусную роль отличительного предмета, отделяющего этот класс от остального человечества, как позднее, в момент своего возникновения, телевидение.
Книга и связанное с ней знание были почти тождественны символам власти.
Недаром крупные политические деятели развитых стран, наиболее удачливые бизнесмены, авторитетные работники искусства, образования
й науки так стремятся сейчас обладать телеканалом, собственной аналитической телеили радиопрограммой или хотя бы обзавестись спутниковой антенной и принимать недоступные для других телевизионные каналы.
В будущем эта тенденция, несомненно, усилится, так как не вызывает сомнения и тот факт, что и в телевещании появится расслоение циклов программ по профессиональному, гендерном)' и психологическому признаку (боевики,
“мыльные” оперы, симфоническая музыка и др.).
Процессы коммерциализации культуры вызывают серьёзные опасения в связи с тем, что целые культурные пласты исчезают из повседневной жизни.
В частности, всё чаще слышны прогнозы об исчезновении книжной культуры,
19
[стр. 22]

Изобретение кино, телевидения, а в последствии и компьютера привело к изменению всего комплекса мироощущений человека, к полномасштабным социальным и психологическим изменениям, а также вплотную подвело человечество к необходимости становления новой эпохи культурного самоопределения человечества.
Логоцентризм постепенно вытесняется визуализмом также, как книга неуклонно вытесняется на периферию культуры и всё более индивидуализируется.
На сегодняшний день телевидение, в отличие от прессы, способно ещё более оперативно, централизованно и всеохватно транслировать ту или иную информацию населению, обращаясь при этом «от третьего лица» непосредственно к каждому индивидууму, включённому в коммуникационный процесс.
В отличие от радио, телевидение делает это намного более эффективно, во-первых, в силу более высокой наглядности и в связи с этим доступности экранной культуры вообще, а во-вторых по причине
облегчённости психологического восприятия человеком такого феномена, как телевидение.
Проведём здесь некоторые аналогии с появлением книги.
Изобретение книгопечатания в Европе в известной степени явилось отражением новой экономической эпохи, где книга выступила основным техническим и идеологическим товаром, способствовала массовизации грамотности среди населения и двигала в едином комплексе культурный прогресс, искусство как его часть, науку и т.п.
Неслучайна и современная нам европейская оптикологоцентрическая трансформация принципов мироощущения.
Открытие книгопечатания и распространение этой технологии на первом этапе сыграло огромную роль в универсализации многих культур, поскольку позволило осуществлять не только временное и образное перемещение знаний от человека к человеку, но также ещё и 22

[стр.,23]

23 пространственное, что явилось мощным прорывом в возможности применения культурных ценностей в цивилизационных процессах.
Изобретение книгопечатания явилось важным фактором, повлиявшим на изменение мировоззренческого аппарата человечества.
Культура книги, созданная воображением и интеллектом человека, существенно расширила горизонты познания, обогатила, систематизировала и интенсифицировала процесс усвоения традиционных культурных норм, коренным образом изменила способы трансляции этических эталонов, эстетических воззрений и образцов, явившись революционным прорывом и одновременно цивилизующим фактором для человечества.
Приблизительно такое же воздействие на современную нам цивилизацию призвано оказывать телевидение.
Философ В.
Межуев отмечает: «Книга в форме экрана объединяет в одном лице читателя, писателя и издателя (трех классических персонажей эпохи книгопечатания), совмещает их в разных пропорциях при отсутствии и без посредства внешнего редактора»7.
С изобретением телевидения, а затем и компьютера мир книги не отошел в прошлое.

Не исчезло и благотворное влияние её на внутренний мир человека.
Относительно недавно книга выполняла для аристократии статусную роль отличительного предмета, отделяющего этот класс от остального человечества, как позднее, в момент своего возникновения, телевидение.
Книга и связанное с ней знание были почти тождественны символам власти.
Недаром крупные политические деятели развитых стран, наиболее удачливые бизнесмены, авторитетные работники искусства, образования
и науки так стремятся сейчас обладать телеканалом, собственной аналитической телеили радиопрограммой, или хотя бы 7 Межуев В.
Феномен книги и национальное в культуре.
// Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета.
М.: 2001.
С.
96.


[стр.,24]

обзавестись спутниковой антенной и принимать недоступные для других телевизионные каналы.
В будущем эта тенденция, несомненно, усилится, так как не вызывает сомнения и тот факт, что и в телевещании появится расслоение циклов программ по профессиональному, гендерному и психологическому признаку (боевики,
мыльные оперы, симфоническая музыка и др.).
С одной стороны, мы наблюдаем многочисленные общества поклонников автора той или иной книги, которые делятся на поклонников собственно литературного источника, поклонников выпущенной в видеопрокат версии и поклонников соответствующей телетрансляции.
Повседневными стали игровые баталии толкиенистов, клубы, почитающие Гарри Потера, Карлоса Кастанеду и т.п.
При этом социальные явления, происходящие внутри этой пирамиды (здесь описанной «с верхушки»), глубоки и разнообразны.
Основа же его своеобразный мистический налёт, сочетающийся с элементами игры, театрализованного действа с предоставлением обыкновенному человеку возможности стать адептом особого знания и вместе с тем актёром, который по своему усмотрению действует в ненаписанной ещё пьесе.
Процессы коммерциализации культуры вызывают серьёзные опасения в связи с тем, что целые культурные пласты исчезают из повседневной жизни.
В частности, всё чаще слышны прогнозы об исчезновении книжной культуры,
якобы исчерпавшей внутренний резерв своего развития.
Книга, и правда, представляет собой не самый миниатюризированный, быстрый или, например, массовый способ хранения и передачи информации, как, например, библиотека, размещённая на С^.
Однако в скором будущем миниатюризация электроники будет доведена до молекулярной.
Но и книги величиной с напёрсток, на создание которых ушло огромное количество времени и сил, в настоящее время не более, чем музейный курьёз.
Книга и

[Back]