якобы исчерпавшей внутренний резерв своего развития. Несомненное преимущество книжной продукции заключается также и в том, что она рассчитана на неторопливое, вдумчивое, осмысленное коммуницирование. Стихи вряд ли когда-нибудь окончательно перенесут на телеэкран или компьютер, пусть даже по форме он будет точной копией небольшого томика стихов. Уже на сегодняшний день, однако, наблюдается и такая тенденция, что высокоинтеллектуальные, наукоёмкие произведения в окончательном или хрестоматийном виде печатаются отнюдь не в компьютерных, а в обыкновенных книгах, хотя создаются наоборот на компьютере для увеличения производительности. Возрастающие интеллектуальные потребности, безусловно, стимулировали появление в культуре компьютеров с их уникальными возможностями переработки информации. Тем не менее, книга как продукт культуры не утрачивает свою ценность даже в контексте развития более мощных средств передачи информации. Она сохраняет за собой духовный авторитет и лидерство. Книга это инструмент культурной самоидентификации индивида, в то время как телевидение превращает его в информированного о всех событиях в полном объёме современного человека. С другой стороны, наблюдается тенденция формирования постоянной . аудитории телепередачи, сериала. В настоящий момент ни одна телевизионная программа не выходит без бизнес и социологического анализа проекта с точки зрения особенностей зрительского интереса к нему. Существование в один момент бесчисленного множества рубрик не только сближает телевидение с прессой, но и действует уже как автономная система, подчинённая своим внутренним законам развития и модернизации. Некоторые из вновь возникающих программ имеют конкретные истоки формирования в стремительно устаревающих и уже снятых с эфира, другие передачи, особенно ток-шоу, заимствуются из зарубежных аналогов. Постепенно формируются зрительские предпочтения и постоянные телеаудитории программ, а в отдельных случаях и телеканалов целиком. В современных социокультурных процессах телевидение стало заметной частью нашей повседневной жизни, наравне с другими техническими 20 |
'0 по сей день представляет собой документ, наиболее соответствующий насущным потребностям в информации. Она уникальна и как эстетический продукт, а с возникновением баз данных на СО, в свою очередь, уже не нужно тратить много времени на поиск редкой, но очень нужной книги. Несомненное преимущество книжной продукции заключается также и в том, что она рассчитана на неторопливое, вдумчивое, осмысленное коммуницирование. Стихи вряд ли когда-нибудь окончательно перенесут на телеэкран или компьютер, пусть даже по форме он будет точной копией небольшого томика стихов. Уже на сегодняшний день, однако, наблюдается и такая тенденция, что высокоинтеллектуальные, наукоёмкие произведения в окончательном или хрестоматийном виде печатаются отнюдь не в компьютерных, а в обыкновенных книгах, хотя создаются наоборот на I компьютере для увеличения производительности. Возрастающие интеллектуальные потребности безусловно стимулировали появление в культуре компьютеров с их уникальными возможностями переработки информации. Тем не менее, книга как продукт культуры не утрачивает свою ценность даже в контексте развития более мощных средств передачи информации. Она сохраняет за собой духовный авторитет и лидерство, она по-прежнему выполняет роль «машины для производства собственных мыслей» (Умбэрто Эко): «Единственная машина, которая действительно даёт свободу порождения бесконечного числа текстов, изобретена тысячелетия назад. Это алфавит. Конечным числом букв о порождаются миллиарды текстов. И так от Гомера до наших дней» . В самом деле, создаётся такое впечатление, что на наших глазах оканчивается, исчерпывает себя история. Человек архаического общества воспринимал мир в целостности. Появление книгопечатания изменило основной способ восприятия визуальной информации, отделило символ и 25 % 8 Эко.У. От Интернета к Гутенбергу // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001. С.279. 26 связанное с ним мышление от образа и телесной оболочки человека. Книга таким образом оказалась частью цивилизационного буфера между сознанием человека и его антропологической сущностью. В этом смысле визуальная культура современности, по существу, предоставляет человеку возможность возвращения к архаической целостности мироощущения на новом цивилизационном и этнокультурном уровне развития. Кризис книжной культуры, изобразительного искусства и некоторых устаревающих форм трансляции символьного изображения отражает общие тенденции, характерные для традиционалистской культуры как таковой. Книга это инструмент культурной самоидентификации индивида, в то время как телевидение превращает его в информированного о всех событиях в полном объёме современного человека. С другой стороны, наблюдается тенденция формирования постоянной аудитории телепередачи, сериала. В настоящий момент ни одна телевизионная программа не выходит без бизнеси социологического анализа проекта с точки зрения особенностей зрительского интереса к нему. Существование в один момент бесчисленного множества рубрик не только сближает телевидение с прессой, но и действует уже как автономная система, подчинённая своим внутренним законам развития и модернизации. Некоторые из вновь возникающих программ имеют конкретные истоки формирования в стремительно устаревающих и уже снятых с эфира, другие передачи, особенно ток-шоу, заимствуются из зарубежных аналогов. Постепенно формируются зрительские предпочтения и постоянные телеаудитории программ, а в отдельных случаях и телеканалов целиком. Несомненно, однако, что культура перегружена визуальной информацией и явно перенасыщена упорядочивающимися у нас на глазах множественными, часто дублирующими друг друга рядами визуальной коммуникации. Слово всё заметнее уступает в своей актуальности видеоряду. Существует точка зрения, что со временем последствием распространения экранной культуры и её способности манипулировать общественным сознанием станет то обстоятельство, что человек окажется неспособным мыслить самостоятельно. Изменяя постепенно сознание, новая алгоритмичность видеоряда во многом способствует возникновению особого состояния сознания, насыщенного мифологическими элементами и пронизанного магическим отношением к реальности. Современная цивилизация близка к возврату архаического, доисторического мироощущения человека. Наряду с этим в современных социокультурных процессах телевидение стало заметной частью нашей повседневной жизни, наравне с другими техническими изобретениями и усовершенствованиями. При этом оно круглосуточно транслирует многосложные образы, незаметно «подкладывая» в них идеи, связанные с престижным образом жизни и потребления, то есть вмешивается во все сферы жизненного пространства человека (посредством смены кадров, планов и т.п.). Кино, ставшее промежуточным звеном между изобразительным искусством, фотографией и телевидением и, соответственно, одним из первых проявлений экранной культуры, в отличие от телевидения, на определённом этапе стало выразителем национального содержания транслируемой информации. Итальянский журналист и кинотеоретик Риччото Канудо в 1911 году писал: «Кино продолжает роль письменного творчества и его обновляет. Буквы алфавита это схема, служащая для того, чтобы упростить и стилизовать образы... Кино, увеличивая выразительные возможности посредством изображения, позволяет перейти к общемировому языку»9. 9 Цит. по: Гуидо Аристарко. История теорий кино. М., 1966.-С.16. |