можно отнести попытки интеграции персонального телевидения и личного радио-Интернета; генной инженерии и андроидных технологий в телевизионных технологиях; постепенное слияние Интернета и телевидения в единую информационную систему с централизованным управлением. Телевидение является одним из доступных средств приобщения к мировой и национальной культуре для бедного населения всех стран мира. Развитие информационных медиа-технологий предлагает человечеству виртуализацию любого присутствия, общения, восприятия, что приводит к осознанию того, что все объекты и процессы в мире в конечном счёте детерминируются именно информацией. Средства массовой коммуникации передают от автора (источника) к зрителю некое измененное, трансформированное определённым образом и дозированное представление об объекте и связанном с ним событии, переживании и т.п. Информационная реальность, по сути, синтетическая, виртуальная. Она уводит человека от реальных внутренних переживаний, предоставляя ему вместо этого «коктейль» из быстро сменяющихся ярких символов, которые ему предлагается бессмысленно «пережёвывать». Опасность воздействия больших объёмов информации на человека очевидна. В телевидении произошло слияние таких форм социального взаимодействия, как театральное искусство, кино, дизайн и графика, репортаж и интервью, массовое шоу и камерное общение с новыми техническими средствами коммуникации. Комбинация звука, визуального ряда, движения, спецэффектов, крупных и мелких планов делают телевидение непревзойдённым среди других средств массовой информации по его креативным возможностями, эффект}' присутствия, эмоциональной заразительности. Если рассматривать телевидение как социальный институт, встроенный в политическую и культурную систему данного общества, то необходимо отметить, с одной стороны, воздействие 'телевидения на массовое сознание, а с другой стороны, воздействие данной общественной системы на телевидение и другие 23 |
33 человека к человеку и от человека к машине, а сама информация многосемантична и приобретает некоторые качества мифа, при этом не теряя своей адекватности и объективности. В-третьих, экранная культура стимулирует возрастание компетентности общества в таких областях знания, как информатика, коммуникация, межкультурные взаимодействия и т.п. Вчетвёртых, в силу выразительности средств и форм, применяемых телевидением для воздействия на эмоциональную сферу человека, телевидение и Интернет, как раньше кино, всё больше и больше влияют на массовое сознание человечества. В настоящее время приоритетное направление стратегического развития средств массовой информации остаётся именно за телевидением, за такими каналами, как ИВС, СЫЫ, АВС, ВВС, и др. Телевидение является одним из доступных средств приобщения к мировой и национальной культуре для бедного населения всех стран мира. Отметим с некоторой долей сожаления, что многим телепрограммам и целым телеконсорциумам, в том числе и в развитых странах, свойственна манипуляция общественным сознанием. То есть они вносят в повседневное общение между людьми новую мифологию. Развитие информационных медиа-технологий предлагает человечеству виртуализацию любого присутствия, общения, восприятия, что приводит к осознанию того, что все объекты и процессы в мире в конечном счёте детерминируются именно информацией. Важной отличительной чертой виртуализации жизненного пространства посредством телевидения является некоторая обсзличенность, анонимность транслируемого материала «от третьего лица». Сама виртуальность представляет собой в этом смысле многомерное общественное явление, фиксирует многие процессы, происходящие в современной общественной жизни. По характеру своего внутреннего содержания знание получено из опыта и присутствует в каждой культуре... Сообщения не являются онтологическими сущностями, пребывающими сами по себе, они нуждаются в смысловой расшифровке, доступной в одинаковой мере как передающему, так и воспринимающему эти сообщения»1 Виктор Пелевин дал своеобразное определение современного представителя человечества, охарактеризовав его как «эхо электромагнитных процессов в трубке телевизора». Человечество, как опасаются многие деятели культуры и искусства, постепенно превращается в социум «второго сорта» по интенсивности осознания себя в вещественном мире. Вещи как бы выходят на первый план в ценностной системе высокотсхнологического общества. Уже сейчас наблюдается резкое разделение людей в коллективе на способных оперировать современными объёмами информации и не готовыми к этому. Слышны и предупреждающие голоса: «конец света будет просто телепередачей» (В.Пелевин)и т.п. Информационная реальность по сути синтетическая, виртуальная. Она уводит человека от реальных внутренних переживаний, предоставляя ему вместо этого коктейль из быстро сменяющихся ярких символов, которые ему предлагается бессмысленно «пережёвывать». Опасность воздействия больших объёмов информации на человека очевидна. В телевидении произошло слияние таких форм социального взаимодействия, как театральное искусство, кино, дизайн и графика, репортаж и интервью, массового шоу и камерного общения с новыми техническими средствами коммуникации. Комбинация звука, визуального ряда, движения, спецэффектов, крупных и мелких планов делают телевидение непревзойдённым среди других средств массовой информации по его креативным возможностями, эффекту присутствия, эмоциональной заразител ьности. м Грунвальд А. От книги к компьютеру: эволюция или революция? // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001, С.64. Только комплексный анализ новых возможностей, предоставляемых внедрением информационно-коммуникативных технологий и обеспечение их свободного проникновения и результатов применения во все области деятельности человека, а также глобализирующая функция соединения этих технологий в новую сферу всеобъемлющих услуг не только зафиксируют коренные изменения в обществе, но и при условии гарантированной общедоступности, позволят говорить о принципиально новом качественном прорыве общественных отношений на новый уровень развития. 1.2. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ Если рассматривать телевидение как социальный институт, встроенный в политическую и культурную систему данного общества, то необходимо отметить, с одной стороны, воздействие телевидения на массовое сознание, а с другой стороны, воздействие данной общественной системы на телевидение и другие СМИ, постоянный их контроль со стороны государственных структур. Формирование общественного мнения становится одной из главных социальных функций телевидения, именно в связи с этим оно получает возможность социального управления и контроля в качестве носителя социальной информации. Масс-медиа приобретают статус четвёртой власти, которая оказывает влияние на всю общественную практику в условиях глобализации экономики и культуры. Опыт различных стран мира свидетельствует о том, что телевидение служит политическим, социальным, экономическим и другим интересам власти. И происходит это весьма ненавязчиво и незаметно. Средства массовой информации уже в первые десятилетия своего возникновения осознавались как важные инструменты социального управления и контроля. Голливуд в Соединённых Штатах стал поистине |