СМИ, постоянный их контроль со стороны государственных структур. Усиление роли новейших информационных технологий делает актуальным вопрос информационной манипуляции и безопасности. Одними из первых об угрозе информационной безопасности заговорили культурологи. В частности, пользующийся широкой известностью канадский философ и культуролог Маршалл Маклуэн, которого современники называли «мифотворцем эпохи информационного общества» и «пророком массовых коммуникаций» указывал на то, что Третья мировая война уже идёт: «Это партизанская война информации, не признающая различия межлу военными и гражданскими лицами; если существуют телекоммуникации с их глобальным охватом человечества, то должно быть так, чтобы их использовали соответствующие организации и группы».10 Телевидение идеологически и информационно готовит общественное мнение к тем или иным социальным проектам, изменениям, формирует реакцию телезрителя. Государство либо отдельные организации и группы определяют культурную политику телевизионных каналов с помощью политических (цензура и т.п.) либо экономических (коммерческих) рычагов управления. Идеи, ценности, образцы поведения, идеалы, стереотипы мышления современного человека формируются в большей степени с помощью телевидения. Информация превращается в инструмент власти, контроля и управления, а человеческая психика становится объектом внушения, пропаганды и агитации. Эли более гибкие формы воздействия на человеческую психику потеснили собой в XX веке физическое насилие. Информация становится продуктом массового производства, а телевидение приобретает характер нового мифотворца современной эпохи. Одним из главных средств телевидения является создание символических образов, по своему генезису и сущности укоренённых в конкретных социальных и исторических условиях. Массовая аудитория использует эти символические феномены для объяснения событий, 10 Me Luhan М. Culture is our Business -NY Toronto, 1970. p.66 24 |
«фабрикой грёз», концерном, сформулировавшим принципы развития целого народа и мощной страны, находившейся в глубокой депрессии. Ситуация в мире подверглась ещё более коренным изменениям с момента изобретения телевидения. Телевидение это особый социальный институт, который воздействует на общественные процессы, усиливая интеграцию или дезинтеграцию общества, ускоряя или замедляя социальную динамику. Телевидение это и определённая технология социального контроля и управления. Теоретики массовых коммуникаций Дж.Гербнер, ПЛазарсфельд, Г.Лассуелл, Р.Мертон, У.Риверс, Г.Шиллер, У.Шрамм исследовали роль телевидения и других СМИ в общественной жизни. Своей задачей они ставили: «...изучение их структурно-функциональных взаимосвязей с общественными системами, гарантирующими гуманное равновесие между свободой и контролем, обусловленная в конечном счёте осознанно-ответственным отношением к использованию СМИ на благо социального сознания»12. Усиление роли новейших информационных технологий делает актуальным вопрос информационной манипуляции и безопасности. Одними из первых об угрозе информационной безопасности заговорили культурологи. В частности, пользующийся широкой известностью канадский философ и культуролог Маршалл Маклуэн, которого современники называли «мифотворцем эпохи информационного общества» и «пророком массовых коммуникаций» указывал на то, что Третья мировая война уже идёт: «Это партизанская война информации, не признающая различия между военными и гражданскими лицами, если существуют телекоммуникации с их глобальным охватом человечества, то должно быть так, чтобы их использовали соответствующие организации и группы»13. 12 Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995. С.51. 13 Мс ЬиЬап М. СиИиге 1$ Оиг Ви$тс$$ ЫУ Тогопсо, 1970. р.66. 38 Маклуэн вслед за Д.Беллом считает, что средства массовой коммуникации порождают новый тип культуры. Переворотным пунктом в истории человечества он считает изобретение И.Гутенбергом в XV веке печатного станка. Именно с этим значительным в истории человечества событием Маклуэн связывает прогрессивное развитие индустриальной цивилизации и появление «индустриального и типографического человека». Электронная информация формирует и новые мифы современного человека, живущего в окружении средств массовой информации. Он считает, что: «Мы уже находимся в пределах видимой досягаемости мира, который будет автоматически контролироваться (благодаря возможностям масс-медиа М.Н.). Теперь можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур точно также, как у нас стало кое-что получаться с поддержанием равновесия мировой рыночной экономики»14. Маклуэн ставит и другую важную проблему. Он подчёркивает, что роль средств коммуникации в формировании сознания не зависит от содержания передаваемых при этом сообщений. Телевидение идеологически и информационно готовит общественное мнение к тем или иным социальным проектам, изменениям, формирует реакцию телезрителя. Государство либо отдельные организации и группы определяют культурную политику телевизионных каналов с помощью политических (цензура и т.п.) либо экономических (коммерческих) рычагов управления. Идеи, ценности, образцы поведения, идеалы, стереотипы мышления современного человека формируются в большей степени с помощью телевидения. Анализируя роль СМИ, А.Моль пишет: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская её через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, 14 Мс ЬиЬап М.11пс1ег51ап(Ипд Ме<Иа, ор. сИ; р.41. 39 обесценивают другие, поляризуют таким образом всё поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества»13. Таким образом, информация превращается в инструмент власти, контроля и управления, а человеческая психика становится объектом внушения, пропаганды и агитации. Эти более гибкие формы воздействия на человеческую психику потеснили собой в XX веке физическое насилие. Информация становится продуктом массового производства, а телевидение приобретает характер нового мифотворца современной эпохи. Исследователи средств массовой коммуникации, занимавшиеся разработкой роли средств массовой информации в 50-х 60-х годах, в частности, У.Шрамм, отмечали две крайние позиции по отношению к воздействию СМИ на общество. Первая позиция заключалась в активном привлечении внимания к пропагандистским и манипулятивным возможностям средств массовой информации, последствием чего являлись социальные изменения. Вторая позиция исследователей заключалась в том, что средства массовой информации объявлялись стабилизирующими механизмами общественной жизни, которые охраняют данное общество от негативного воздействия извне или изнутри и в целом противодействуют разрушению общественной целостности. То есть главная функция СМИ это поддержание в обществе статус-кво, его сохранение и упрочение. Такие исследователи, как П.Лазарсфельд и Р.Мертон, привлекали внимание общественности к наркотизирующей функции СМИ, которые заставляют обывателя пассивно созерцать то, что ему транслируют. При этом информация превращается в своеобразный «социальный наркотик»15 16. В 1959 15 Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 113. 16 Лазарсфельд П.Ф., Мертон Р.К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. — Казань, 2000. — С. 185 186. |