2.2 Современные российские развлекательные программы: основные тенденции, классификация, формирование молодежной аудитории. Вопрос формирования аудитории телевидения, отдельного канала или конкретной программы, весьма важен. Телеканал всегда стремится к приращению доли своей аудитории (пространственный вектор ТВ), поскольку это напрямую связано с привлечением рекламодателя (экономический вектор ТВ). Руководители телеканалов нередко упускают из вида предназначение телевидения как социального института, работающего прежде всего во благо общества, что является природным и первичным фактором по отношению к капитализации телекомпании как субъекта бизнеса (профессиональный, культурный и экономический векторы ТВ). В результате возникает противоречие, связанное с выбором приоритетов между социокультурной значимостью телепрограмм и их экономической эффективностью. На примере реалити-шоу, когда в угоду финансовым средствам занижается культурный код программ такого типа, ставится иод угрозу «информационная культура личности», т.е. телезрителей это противоречие прослеживается наиболее явно. ЮНЕСКО рассматривает парадигму информационного общества с учетом его концепций, стратегий и программ развития как множество обществ знаний, основанное на следующих принципах: культурное и лингвистическое разнообразие, равный доступ к образованию, всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием, свобода самовыражения. Эти принципы, включая соблюдение прав человека и основных свобод, становятся фундаментом для построения будущего. Современное телевидение, программы реалити-шоу, их объем в информационном пространстве, следует' рассматривать исходя из таких определений: «общество знаний», «информационная культура личности». Информационная культура в широком смысле это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и 80 |
* Глава II. Реалити-шоу в контексте современного телевидения 2.1. Формирование аудитории программ реалити-шоу и технологии ее привлечения Вопрос формирования аудитории телевидения, отдельного канала или конкретной программы, наиважнейший. На основании доли целевой аудитории телеканала/телепрограммы делаются замеры рейтинга, определяется успешность телепродукта и всей сетки вещания. Телеканал всегда стремится к приращению доли своей аудитории {пространственный вектор ТВ), поскольку это напрямую связано с привлечением рекламодателя (экономический вектор га/Однако на фоне конкурентной борьбы за приоритетные позиции на рынке руководители телеканалов нередко упускают из вида предназначение телевидения как социального института, работающего прежде всего во благо общества, что является природным и первичным фактором по отношению к капитализации телекомпании как субъекта бизнеса {профессиональный, культурный и экономический векторы ТВ). В результате возникает противоречие, связанное с выбором приоритетов между социокультурной значимостью телепрограмм и их экономической эффективностью, выраженной в притоке наибольшего количества финансовых средств для активов своей компании. На примере реалити-шоу это противоречие прослеживается наиболее явно, когда в угоду финансовых средств занижается культурный код программ этого типа, ставится под угрозу «информационная культура личности», т.е. телезрителей. И вопрос в том, что на нынешнем этапе важнее, увеличение капитализации отдельного телеканала или «информационная культура личности», образующая при ее множественности общество и нацию в целом, является основным. В международном сообществе не один год ведется научный дискурс о таких важных дефинициях, как «информационная культура личности», «медиаграмотностьд>, без концептуального определения которых вхождение в 120 I'JC глобальное информационное общество невозможно. ЮНЕСКО рассматривает парадигму информационного общества с учетом его концепций, стратегий и программ развития как множество обществ знаний, основанное на принципах: культурное и лингвистическое разнообразие, равный доступ к образованию, всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием, и свобода самовыражения. Эти принципы, включая соблюдение прав человека и основных свобод, становятся фундаментом для построения будущего. Продвигая в жизнь концепцию медиаобразования, ЮНЕСКО рассматривает этот процесс с точки зрения развития личности, которая с помощью средств массовой коммуникации не только совершенствует культуру общения с медиа, но и развивает свои творческие, коммуникативные способности, а также критическое мышление, научается полноценно воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты и аудиовизуальные образы, предлагаемые к употреблению. Поэтому современное телевидение, программы реалити-шоу прежде всего их объем в информационном пространстве преобладает, следует рассматривать исходя из определений «общество знаний», «информационная культура личности». Информационная культура в широком понимании определения это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации (В. А. Кравец, В.Н. Кухаренко, «Вопросы формирования информационной культуры»)135 136. А информационная культура личности одна 135 См.:Уразова С.. Головоломка века. ТелеЦЕНТР. .Чг. 2005.06. 156 Российская программа ЮНЕСКО «Информация для всех», www.ifap.ru 121 |