действия, развивающегося на экране. На предыдущих этапах развития телевидения такой возможностью аудитория не облачала. С внедрением цифровых технологий, ростом новых коммерческих медиауслуг возникает тенденция к сокращению и сегментации телеаудитории. С этой проблемой телевизионному бизнесу ещё предстоит активно бороться. В 1999 годуг, когда запускалась первая программа «Реалити ТВ» «Большой Брат» (Big Brother), мировая индустрия вещания только готовилась к переходу' на цифровую платформу, сообщающую телевидению новый тип интерактивности. Этот сложный процесс реформирования технологической платформы происходит во многих странах и сегодня. На медийном рынке актуализировалась проблема активною взаимодействия производителей телепрограмм с потребителями аудиовизуальной продукции: на первый план вышли вопросы привлечения внимания глобального массового потребителя; в ход идут любые средства для привлечения телеканалом и игггсрнет-провайдером наибольших финансовых средств от рекламодателей. Телепродукт «Реалити ТВ», несмотря на свою первичную исследовательскую функцию, был ориентирован на создание определенного эмоционального фона. Причем данный фактор доминировал, и программы поэтому задумывались как зрелищные. Создатели телепрограмм ловко манипулировали чувствами людей. Предложение сделать из обычных граждан телевизионных звезд, которых будут узнавать повсюду, из этой категории. Обращеггие предназначалось в первую очередь к участникам телесъемки, но призыв к самоутверждению проецировался и на всю аудиторию, которой посылался обезличенно индивиду альный сигнал: «и у тебя есть шанс стать популярным!», надо только побывать на кастите. С чувством самоутверждения соотносится и идея программы, которая состоит в приближении аудитории к происходящему в реальной жизни, подглядеть которую можно через телевизионный «глазок». После смены названия продукта с Reality TV на Reality Show, зрелищность была возведена на пьедестал, стала самодостаточной и начала граничить с абсурдностью. Складывалось ощущение, что, изобретая все новые и новые зрелищные сюжетные повороты, создатели телевизионной «реальности» и 83 |
потребитель телепродукта начинает ощущать себя «творцом» экранной реальности, что еще в момент появления реапити-шоу обеспечивает интерес к этому продукту аудитории. У данного процесса, нового по своему содержанию, была и обратная сторона. Речь о профессиональном интересе производителей программ, их стремлении привлечь к продукту наибольшую аудиторию, поскольку от этого зависит доход телеканала, развитие его экономической составляющей. Такая потребность объясняется и тем, что с внедрением цифровых технологий, ростом новых коммерческих медиауслуг возникает тенденция к сокращению и сегментации телеаудитории. С этой проблемой телевизионному бизнесу предстояло активно бороться. В 1999 году, когда запускалась первая программа «Реалити ТВ» «Большой Брат» (Big Brother), мировая индустрия вещания только готовилась к переходу на цифровую платформу, сообщающую телевидению новый тип интерактивности. Этот сложный процесс реформирования технологической платформы происходит во многих странах и сегодня, спустя десятилетие. При запуске же первой программы «Реалити ТВ» интерактивная связь с телезрителями обеспечивалась с помощью интернеттехнологий, создав прецедент для процессов конвергенции на медиарынке. Не секрет, что использование интернет-технологий во время трансляции программы «Большой Брат» (Big Brother, 1999) давало возможность пользователям интернета смотреть круглосуточную съемку. И кооперация телевидения с интернет-провайдерами имела, как минимум, две цели: • привлечение внимания потребителей к виртуальному пространству, поскольку на тот период интернет как сфера деятельности только начинал завоевывать свои позиции в этом продвижении ему помогало телевидение, уже получившее массовое признание; • обеспечение функциональной интерактивной связи с телезрителями с тем, чтобы сделать их реальными участниками программы с помощью голосования, т.е. формирование такой связи, какой телевидение в тот момент не обладало, но могло воспользоваться 134 услугами интернет-провайдера, получавшего массовую популяризацию своих услуг. Таким образом, налицо было взаимопроникновение двух технологических сред с целью расширения информационных потоков, вторгающихся в инфосферу с будоражащей общество идеей о телепрограмме нового типа. И поскольку на медийном рынке актуализировалась проблема активного взаимодействия производителей телепрограмм с потребителями аудиовизуальной продукции на первый план вышли вопросы привлечения внимания глобального массового потребителя, в ход шли любые средства для привлечения телеканалом и интернет-провайдером наибольших финансовых средств от рекламодателей. Следует учитывать, что в момент рождения программы «Реалити ТВ» позиционировались как ярко выраженный бренд со всеми сопутствующими ему признаками, а основная задача коммерческих телеканалов, их производящих, состояла в извлечении прибыли от его распространения. По законам современного маркетинга, бренд любого продукта, к телевизионному это тоже относится, существует в сознании потребителей. От того, насколько прочно укоренились в представлениях масс главные признаки бренда, зависит и его позиционирование на рынке сильный он или слабый. Поэтому, прежде чем запустить новый товар или услугу, обычно рассматриваются три основные группы представлений потребителя на них, в большей или меньшей степени, и воздействуют производители продукции в зависимости от поставленной задачи с целью получить оптимальный результат, как имиджевый, так и финансовый. При анализе рассматривается, как правило, функциональная удовлетворенность потребностей пользователя продукта, его эмоциональные предпочтения, возможность самовыражения или самоутверждения. Если опираться на законы маркетинга, то очевидно: телепродукт «Реалити ТВ», несмотря на свою первичную исследовательскую функцию, был ориентирован на создание определенного эмоционального фона. Причем, данный фактор доминировал, и программы поэтому задумывались как зрелищные. 135 В дополнение к эмоциональной составляющей при показе реалити-шоу эксплуатируется также потребность телезрителей к самовыражению, точнее к самоутверждению. Проявлялось это в неярко выраженной спекулятивной форме. Создатели телепрограмм ловко манипулировали чувствами людей. Предложение сделать из обычных граждан телевизионных звезд, которых будут узнавать повсюду, из этой категории. Обращение предназначалось в первую очередь к участникам телесъемки, но призыв к самоутверждению проецировался и на всю аудиторию, которой посылался обезличенно индивидуальный сигнал: «и у тебя есть шанс стать популярным!», надо только побывать на кастинге. С чувством самоутверждения соотносится и идея программы, которая состоит в приближении аудитории к происходящему в реальной жизни, подглядеть которую можно через телевизионный «глазок». Идея перекликалась с интегративной и рекреативной функциями телевидения. Однако с точки зрения топ-менеджмента телеканала «ТНТ»156 симптом вуайеризма не объясняет интерес к реалити-шоу. «...Никто не будет смотреть реалити-шоу лишь для того, чтобы удовлетворить инстинкт подглядывания. Среди телевизионной аудитории не много людей, которые всерьез этим озабочены. Почему люди смотрят реалити-шоу? Они обнаруживают перед собой жизнь. Частную жизнь других людей»157, таково убеждение производителей этого продукта. Эта точка зрения производителей реалити-шоу соотносится и с выводом автора настоящего исследования: реалити-шоу явили собой элемент глобальной культурной диффузии, и это способствовало их молниеносному распространению по всему миру. Возвращаясь к инструментам маркетинга, необходимо отметить: в программах этого типа прослеживается также и функциональная удовлетворенность потребностей телезрителей, поскольку при производстве продукта первого поколения, независимо от его национального происхождения, было ярко выражено стремление уверить аудиторию в типичности людей на 156 Российский телеканал «ТНТ» специализируется на создании программ рсалити-шоу прим.авт. 137 См.:«Энциклопедия частной жизни». Телевидение: режиссура реальности. М.Искусство кино. 2007.С.145. |