Проверяемый текст
Уразова Светлана Леонидовна. Реалити-шоу в контексте современного телевидения (Диссертация 2008)
[стр. 90]

собственную природу, но и пагубно воздействует на психологическое здоровье общества.
Современное телевидение представляет и тиражирует симулякры реальности, транслируя в общество идею о том, что жизнь это умелый аттракцион.
Понятие «симулякр» (от лат.
Simulo, «делать вид, притворяться»), что означает «копия», не имеющая оригинала в реальности, было введено в научный оборот философом Ж.Бодрийяром, утверждавшим, что симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует.
Глядя на образцы симулякров медийной поп-элиты, нельзя не заметить, что в настоящей реальности их жизнь, сопровождаемая также массой проблем, как и у обычных граждан, совсем не походит на экранную версию.
Просто экранный «вариант» это имидж представителей шоубизнеса, необходимый им для популяризации себя на потребительском рынке, что по факту является рычагом привлечения в их личную «копилку» крупных финансовых средств.
Описывая типологии игр реалити-шоу, исследователь медиа А.Новикова отмечает: «Наиболее разнообразными могут быть аттракционы в игре-симуляции.
Ей доступны все виды аттракционов, которые могут чередоваться, меняя ход и задачи игры.
Но все же главным для игрысимуляции будет, на наш взгляд, аттракцион-запрет.

Современная жизнь российского общества, с его сложными задачами/ответами на вызовы нового времени, определяется как маскарадное действо в виде «игры в
реальность», и такое понятие насаждается в обществе телевидением, в пространстве которого не находится места социально-значимым программам, чей объем в эфире сжался, как «шагреневая кожа».
Тезис о том, что в телевизионных показах ничего позитивного и функционального не найти, стал устойчивой конструкцией в сознании телезрителя.
В этой связи напрашивается вывод: новейшее российское телевидение, получившее толчок к развитию с начала 90-х, оттачивает навык в формировании второй экранной реальности, где предпочтение отдается
«глянцу» и «гламуру», с настойчивостью демонстрируется «праздник жизни» звезд 1 90
[стр. 166]

«симулякр» (от латл simulo, «делать вид, притворяться»), что означает «копия», не имеющая оригинала в реальности207, было введено в научный оборот философом Ж.Бодрийяром, утверждавшим, что симулякр— это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует.
Глядя на образцы симулякров медийной поп-элиты, нельзя не заметить, что в настоящей реальности их жизнь, сопровождаемая также массой проблем, как и у обычных граждан, совсем не походит на экранную версию.
Просто экранный «вариант» это имидж представителей шоу-бизнеса, необходимый им для популяризации себя на потребительском рынке, что по факту является рычагом привлечения в их личную «копилку» крупных финансовых средств.
Описывая типологии игр реалити-шоу, исследователь медиа А.Новикова отмечает: «Наиболее разнообразными могут быть аттракционы в игре-симуляции.
Ей доступны все виды аттракционов, которые могут чередоваться, меняя ход и задачи игры.
Но все же главным для игры-симуляции будет, на наш взгляд, аттракцион-запрет.

Ведь среди перечня игр-симуляций Р.Кайуа называет маскарад, восходящий к карнавальной традиции, снимавшей на время социальные запреты и дававшей психологический выход подавленным желаниям»208.
Таким образом, современная жизнь российского общества, с его сложными задачами/ответами на вызовы нового времени, определяется как маскарадное действо в виде «игры в реальности», и такое понятие насаждается в обществе телевидением, в пространстве которого не находится места социально-значимым программам, чей объем в эфире скукожился как «шагреневая кожа».
Вывод подтверждает и исследование, посвященное социально-значимым программам на российском телевидении в 2007 году, основанное на данных TNS Gallup Media и European Audiovisual Observatory, которое представил 207 См.: Википедия, http://nj.wikipedia.org/ 203 См.: Новикова А.
Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия.
СПб.:Ллетеня, 2008.С.187.
166

[стр.,167]

«МедиаКомитет»209.
В нем сравнивались жанровые структуры программ России, Великобритании и Франции, включая их идентичную направленность.
Цифры говорят сами за себя.
На российском телевидении социальнополитических программ в целом транслируется 3,12%, познавательных 4,79%, детских 0,82 %.
При этом выборка охватывала многие телеканалы: «7 ТВ», Euronews, MTV, «Домашний», «ДТВ VIASAT», «Звезда», «Культура», «Муз ТВ», «НТВ», «Первый канал», «Петербург-5 канал», «Рен ТВ», «Россия», «Спорт», «СТС», «ТВ Центр», «ТВ-3», «ТНТ».
По объему вещания в целом в 2007 году лидировал канал НТВ (8747час.
34 мин.), второе место занял канал «Россия» (8724 час.
14 мин.), третье «ТВ Центр» (8699 час.
31 мин.), четвертое «Первый канал» (8498 час.
05 мин.), пятое место, т.е.
последнее, занял телеканал «Культура» (5893 час.
25 мин.).
Однако с точки зрения показа социально-значимых программ эта конфигурация принципиально меняется: здесь на первом месте канал «Культура» 100 % (5893 часа 25 мин.), на втором «Первый канал» 9,9 % (837 часов 55 мин.), на третьем «НТВ» 6,4 % (563 часов 07 мин.), а завершает этот список «Россия» 6,3 % (546 часов 10 мин.).
Таким образом, социальнозначимые программы в России практически отсутствуют.
Хотя есть Единый классификатор программ, разработанный «МедиаКомитетом» на основе рекомендаций Европейского вещательного союза, где четко расписаны признаки и категории телепрограмм, начиная от назначения готовящегося продукта (цель, замысел, основная функция) и заканчивая оценкой впечатлений зрителя, а также фиксируется основная функция программы информирование, просвещение, развлечение.
Тезис о том, что в телевизионных показах ничего позитивного и функционального не найти, стал устойчивой конструкцией в сознании телезрителя.
В этой связи напрашивается вывод: новейшее российское телевидение, получившее толчок к развитию с начала 90-х, оттачивает навык в формировании второй экранной реальности, где предпочтение отдается
209 См.: Уразова С.
Телевидение и культурный код.
Журнал «625».
2008.
№ 8.
167

[Back]