Проверяемый текст
Зимина, Валентина Дмитриевна; Белое движение и российская государственность в период гражданской войны (Диссертация 1998)
[стр. 124]

«группировке от кадет направо» он стал и в жизни особенно сначала 1919 года руководствоваться принципом коалиции, объединения представителей различных политических течений на почве общей борьбы за «воссоздание Отечества».
«Срединная линия» должна была стать основой деникинской диктатуры устанавливаемой «мягкими» способами и осуществляемой не «властным влиянием» диктатора, а соглашением.
Видимо, отсюда брала свое начало и теория
о не «военной диктатуры», а «военного возглавления», имеющая, как утверждал Соколов, «объяснение в общем духе военной диктатуры»1.
Проявлением этой идеи был деникинский приказ от 1 ноября 1918 года о создании «Кубанского союза общественных организаций имени генерала Корнилова для обслуживания нужд армии»2.
Само диктаторство предполагалось как временное явление для решения ближайших задач, а сам диктатор воспринимался только лишь как «освободитель» от большевиков, но не «строитель» нового порядка.
А.
И.
Деникин не допускал и мысли, что рядом с Особым совещанием возможно создание какого-либо органа с законодательными или законосовещательными функциями.
Исключение делалось
на случай заключения казачьими областями соглашения о «широкой автономии».
На этом основании Деникин в конце октября 1918 года отверг предложение М.
В.
Родзянко о создании такого органа в составе бывших членов 4-х Государственных дум и Государственного совета.
В письме Лукомскому от 24 октября (6 ноября) 1918 года он писал:
«Добровольческая армия отнюдь не может стать орудием политических партий, особливо с шаткой ориентацией.
Строить
«южное объединение» и бросить его на полпути, чтобы начать новую комбинацию нельзя»3.
Высказанные в мае 1919 года предложения В.
В.
Шульгина и К.
Н.
Соколова о преобразовании Особого совещания в совет министров или «какой-нибудь Высший совет законодательного характера вроде Государственного совета», Деникин 1Соколов К Н Правление генерала Деникина (Из воспоминаний) София, 1921 С 40,80,85 2 РГВА Ф 49540 On 1 Д 125 Л 24 3Лукомский А С Воспоминания T 2 Берлин, 1922 С 178-179 124
[стр. 219]

ве правительственной.72 О на роди лась в недрах Н ационального центра, и гравш его крупную роль в собы тиях деникинской эпохи.
П остроенны й на “группировке от кадет направо" он стал и в ж изн и особенно с начала 1919 г.
руководствоваться принципом коалиции,
т.е.
объединения представителей различны х политических течений н а почве общ ей борьбы за
“воссоздание О течества” .
“С рединная линия” (или “средняя линия” .
В .З.) д олж н а бы ла стать о сновой деникинской диктатуры , устанавливаем ой “м ягким и" способам и и осущ ествляем ой не “властны м влиянием ” диктатора, а соглаш ением .
В идим о, отсю да брала свое начало и теория
не “военной диктатуры ” , а “военного возглавления", им ею щ ая, однако, как утверж дал С околов, “объяснение в общ ем духе воен ной диктатуры ” .73 Е е проявлением бы л и деникин ский приказ от 1 ноября 1918г.
о создании “К убанского сою за общ ественны х организаций им ени ген ер ал а К орни лова для обслуж ивания нуж д арм ии “ , которы й бы л переим енован 7 декабря 1919г.
во “В рем енны й главны й ком итет С ою за общ ественны х организаций им ени генерала К орнилова для обслуж ивания нуж д арм ии".74 П ри этом сам о диктаторство расценивалось как врем енное явление исклю чительно тактического назначения, а сам диктатор восприним ался только лиш ь как “ освободитель “ от больш евиков, но не “строитель” нового порядка.
В озникавш ие противоречия, которы е делали невозм ож ны м воплощ ение идеологии в практике, лиш али политический реж и м “ж изнеспособности” .
С ам ж е диктатор изы м ался из “политического употребления” , что, кстати, и случилось с Д еникины м , оказавш им ся залож ником собственной конструкции.
С одной стороны , стрем ясь найти “срединную линию ” м еж ду правы м и (С ГО Р) и левы м и силам и (Н ациональны й центр, часть С ою за В озрож дения) и придать воен ной диктатуре дем ократическую окраску, Д еникин, с другой, хотел урегулировать отнош ения с казачьим и войскам и, с тем, чтобы каким -то образом “при м ирить” эти две проблем ы и подвести и х к общ ем у знам енателю диктатуре во им я восстановления “единой и неделим ой России".


[стр.,220]

В течение второй половины 1918 г.
Д еникин не допускал и мысли, что рядом с О собы м совещ анием возм ож но создание какого-либо органа с законодательны м и или законосовещ ательны м и ф ункциям и.
И склю чение делалось
лиш ь н а случай заклю чения с казачьим и областям и соглаш ения о “ш ирокой автон ом ии Н а этом основании Д еникин в конце октября 1918 г.
отверг предлож ение М .В .
Р одзян ко о создании такого орган а в составе бы вш их членов 4-х Г осударственн ы х дум и Г осударственного совета.
В письм е Л уком скому от 24 октября (6 н оября) 1918 г.
он писал:
“Д обровольческая арм ия отню дь не м ож ет стать орудием полити ческих партий, особливо с ш аткой ориентацией.
С троить
“ю ж ное объеди нен ие" и бросить его на полпути, чтобы начать новую ком бинацию нельзя” .75 О тклонил он и отдельно вы сказанны е в мае 1919г.
Ш ульгины м и С околовы м предлож ения о преобразовании О собого совещ ания в С овет м инистров или “какой-нибудь В ы сш ий совет законовещ ательного характера вроде Государственн ого совета “ .
П о воспом инаниям С околова, Д еникин оставил на его проекте зам ечание “Н икаких изм енений в конструкции власти до соединения с адм иралом К олчаком ” .76 С оврем енни ки в общ ем -то не сом невались, что Д еникин подчинится К олчаку, и ч то последн ий будет на “первом м есте” , предлагая возм ож ны е варианты этого исхода: либо К олчак В ерховны й правитель, а Д еникин В ер ховны й главноком андую щ ий; либо К олчак В ерховны й правитель и В ерховны й главноком андую щ ий, Д еникин начальник ш таба; либо, ’’сдав власть, Д еникин просто “уй дет саж ать” капусту” .77 Н о подчинение произош ло подругом у сценарию , когда приказом № 145 от 30 м ая 1919г., признав “ради сп асения Р оди н ы ” единую верховную власть и нераздельную с нею единое В ер ховн ое ком ан дование в лиц е К олчака, Д еникин вы нуж ден бы л удовлетвориться ролью “исполни теля верховной власти “ н а ю ге Р осси и” .
У казом В ерховного правителя от 24 ию ня 1919 г.
Д еникин бы л назначен зам естителем В ерховного главноком андую щ его с оставлением за ним долж ности главноком андую щ его вооруж ен ны м и силам и на ю ге России.
В инструктивном послании К олчак

[Back]