Проверяемый текст
Зимина, Валентина Дмитриевна; Белое движение и российская государственность в период гражданской войны (Диссертация 1998)
[стр. 126]

диктаторского курса в сторону крестьянина-середняка послужил поводом политического определения Деникина.
Астров предлагал «освежить...
в собственной памяти и преподать к непременному руководству подчиненным властям»
изложенную в различных актах главнокомандующего программу создания доверия диктатору со стороны широких слоев населения.
И 14 декабря 1919 года он опубликовал свой знаменитый «Наказ Особому совещанию», провозглашавший незыблемость проводимого политического курса.
В частности, после клятвенных заверений в верности
«Единой, Великой, Неделимой России» и делу «борьбы с большевиками до конца» в нем подчеркивалось, что военная диктатура будет защищаться от любых партийно-политических давлений как справа, так и слева.
Сохранялась и специфика
«непредрешенской» тактики, и вопрос о форме правления считался делом будущего, с оговоркой, что «русский народ создаст верховную власть без давления и навязывания»1.
Вслед за «Наказом» на основании таганрогского приказа № 176 от 17 декабря 1919 года последовала структурная реорганизация Особого совещания и образования более компактного правительства при главнокомандующем2.
Но это нельзя назвать победой Деникина.
В условиях сокрушительных поражений южного фронта, когда от главнокомандующего ждали кардинальных политических перемен, он по существу отказался от них, вызвав тем самым мощную оппозицию и со стороны левых сил, требовавших четких лозунгов, и со стороны правых, включая офицерство, настаивавших на создании
«сильной власти».
В армейских кругах распространенным было мнение, что Деникин оказался
«левее» собственной армии.
Уже через 10 дней после начала реформ был признан провал попытки сформировать
«сильное правительство», а сам Деникин обвинялся оппонентами в крайней либерализации своего курса.
Помимо всего прочего после получения известия о смерти Колчака, по замечаниям Махрова, усилились настроения
1Соколов К Н Правление генерала Деникина (Из воспоминаний) София, 1921 С 212,229-230 2 РГВА Ф.
49540 Оп 1.Д 125 Л 27.
126
[стр. 221]

лиш ь в сам ы х общ их чертах обрисовы вал ю ж ное построение вы сш их органов управления и суда, разреш ал Д еникину издавать постановления с силой закона, но потребовал “подчинения своему вы сш ему руководству44 ф инансовой и зем ельной поли тики.78 Г и потетическое соединение фронтов, названное Соколовы м “ бессодерж ательной ф икцией” , стало все же перелом ны м собы тием в развитии деникинской диктатуры , поставив под сом нение поли ти ку “срединной линии” .
О днако стоявш ий перед вы бором коалиции в сторону либо с правы ми, либо с левы м и, Д еникин предпочел оставить все без изм енений.
С сы лаясь на свое н еум ение заним аться политическим и ком бинациям и, Д еникин упрекал своих подчин енн ы х в неум ении проводить в ж изнь его указы .79 И тем не м енее в начале ноября 1919г.
Д еникин вы нуж ден бы л определиться политически.
П оводом послуж ил представленны й б ноября 1919 г.
на обсуж дение О собы м совещ анием доклад одного из его членов А строва с идеей изм енения диктаторского курса в сторону крестьянина-середняка.
У частник кры м ского совещ ания лидеров кадетской партии о соверш енствовании м етодов борьбы с больш евизм ом (Гаспри, октябрь 1918 г.) он предлагал “освеж ить...
в собственной пам яти и преподать к непрем енном у руководству подчиненны м властям
44 излож енную в различны х актах главноком андую щ его программу создания доверия диктатору со стороны ш ироких слоев населения.
П риним авш ие участие в его обсуж дении С околов и известны й зем ский деятель, бы вш ий д епутат Государственной дум ы , октябрист Н .В .С авич настаивали н а поисках поддерж ки какой-нибудь определенной политической группы и ж елательно консервативного направления.
Я вн о симпатизируя А строву, Д еникин, однако, уклонился от ответа.
Л и ш ь 14 декабря 1919 г.
он опубликовал свой знамениты й
“Н аказ О собом у совещ ан ию ”, провозглаш авш ий незы блем ость проводимого политического курса.
В частности, после клятвенны х заверений в верности
“Е диной, В еликой, Н еделим ой России” и делу “борьбы с больш евикам и до конца” в нем подчеркивалось, что военная диктатура будет защ ищ аться от лю

[стр.,222]

бы х партийно-политических давлений как справа, так и слева.
С охранялась и специ ф ика
“непредреш енской” тактики, и вопрос о ф орм е правления считался делом будущ его, с оговоркой, что “русски й народ создаст верховную власть без давления и навязы вания” .80 В след за “Н аказом ” н а основании таганрогского п ри каза № 176 от 17 декабря 1919г.
последовала структурная реорганизация О собого совещ ания и образования более ком пактного правительства при
глав81 ноком андую щ ем.
Т рудно признать сверш ивш ееся победой Д еникина.
В услови ях сокруш ительны х пораж ений ю ж ного ф ронта, когда от главноком андую щ его ж дали кар динальны х политических перем ен, он по сущ еству отказался от них, вы звав тем сам ы м м ощ ную оппозицию и со стороны левы х сил, требовавш их четких лозунгов, и со стороны правы х, вклю чая оф ицерство, настаивавш и х на создан и и
“сильной власти” .
В арм ейских кругах распространенны м бы ло мнение, что Д еникин оказался
“левее” собственной армии.
У ж е через 10 д ней после начала реф орм бы л признан провал попы тки сф орм ировать
“сильное правительство” , а сам Д еникин обвинялся оппонентам и в крайней либерализации своего курса.
П ом им о всего прочего после получения известия о см ерти К олчака, по зам ечаниям М ахрова, усилились настроения
об “иллю зорности власти Д еникин а как зам естителя несущ ествовавш его правителя России.
И все-таки поправки к “риторическом у курсу преды дущ ей политики” бы ли.
П о м нению специально изучавш его их апологетично настроенного по отнош ению к Д еникину вольноопределяю щ его Д обровольческой арм ии Д .Л еховича, они не м огли уж е, правда, отразиться н а ходе собы тий, но сви детельствовали о “радикальном пересм отре лозунгов борьбы , всего внутреннего управления и внеш них снош ений с бы вш им и окраинам и Р осси и ” .83 Речь ш ла о создании Ю ж но-Русской власти в ходе продолж авш ихся с 5 сентября 1919 г.
переговоров м еж ду уполном оченны м и главного ком андования и представителям и Ю ж но-Русской конф еренции казачьих областей.
5 января 1920 г.
в Е катеринодаре откры лись заседания В ерховного круга как “ п олн о

[Back]