Проверяемый текст
Зимина, Валентина Дмитриевна; Белое движение и российская государственность в период гражданской войны (Диссертация 1998)
[стр. 128]

года в представленных Верховному кругу «Основных положений об образовании Южно-Русской белогвардейской власти» он соглашался на «новую конституцию с ответственным министерством и законодательной палатой», оставляя за собой пост не только главнокомандующего всеми вооруженными формированиями, но и главы Южно-Русской власти»1.
22 января 1920 года Верховный круг принял условия Деникина2.
Это был компромисс, вытекавший, как отмечал Соколов, из надежды с помощью провозглашаемого «широкого народоправства» заставить казаков идти на фронт, так как, создавая из представителей всех освобожденных от большевиков губерний законодательную палату, обе стороны лишали соответствующих прав и Верховный круг, и деникинское правительство.
А, сосредоточивая в компетенции южно-русской власти решение глобальных проблем юга России, краевые правительственные органы Дона, Кубани и Терека сохраняли свою «местную самостоятельность».
И наконец, новая власть должна была, как подчеркивалось в одном из обращений Верховного круга от 3 февраля 1920 года «К населению юга России», просуществовать только до появления «истинного хозяина земли русской Всероссийского Учредительного собрания, избранного на основах всеобщего, прямого, равного и тайного голосования»1.
Данная схема оказалась мертворожденной.
С формированием законодательной палаты дело обстояло еще хуже.
Законодательная комиссия должна была приступить к смутно представляемым
ей выборам только после длительной процедуры передачи дел деникинским и местными правительствами.
На формирование же Совета министров кубанцы, например, соглашались лишь при
«юридическом» разграничении прав между центральной и местными властями.
Но самое главное заключалось в том, что Деникин, превратившийся, по оценке Соколова, то ли в
«парламентарного 'Г А РФ .Ф 115.
О п 2 Д 3 1 .Л I ; Мельгунов С П Н В Чайковский в годы гражданской войны.
Материал для исследователей русской общественности, 1917-1925 гт Париж, 1929 С.200.
2 Краснов М В.
Из воспоминаний о 1917 -1 9 2 0 гг // Архив русской революции издаваемый И В.
Гессеном.
Т.1-22.
Берлин, 1922-1937.
Т.
11.
С.
147.
[стр. 224]

бы л известны й ком пром исс, вы текавш ий, как отм ечал С околов, из надеж ды с пом ощ ью провозглаш аем ого “ш ирокого народоправства” заставить казаков идти на фронт.
В о-первы х, создавая из представителей всех освобож денны х от больш евиков губерний законодательную плату, обе стороны лиш али соответствую щ их прав и В ерховны й круг, и деникинское правительство.
В о-вторы х, сосредоточивая в ком петенции Ю ж но-Русской власти реш ение глобальны х проблем ю га России, краевы е правительственны е органы Д она, К убани и Т ерека сохраняли свою “м естную сам остоятельность".
И наконец, в-третьих, новая власть долж на бы ла, как подчеркивалось в одном из обращ ений В ерховного круга о т 3 ф евраля 1920 г.
“К населению ю га Р осси и ” , просущ ествовать только до появления “истинного хозяина зем ли русской В сероссийского У чредительного собрания, избранного на основах всеобщ его, прям ого, равного и тайного голосования” .88 Н еж изнеспособность этой конструкции бы ла налицо.
С сам им ф орм ированием законодательной палаты дело обстояло крайне проблем атично.
С озданная на скорую руку законодательная комиссия долж на бы ла приступить к смутно представляем ы м вы борам только после длительной процедуры передачи дел деникинским и м естны м и правительствам и.
Н а ф орм ирование ж е С овета м инистров кубанцы , наприм ер, соглаш ались лиш ь при
“ю ридическом ” разграничении прав м еж ду центральной и м естны ми властям и.
Н о самое главное заклю чалось в том, что Д еникин, превративш ийся, по оценке С околова, то ли в
“парлам ентарного м онарха”, то ли в “президента”, сохранял по сущ еству свои диктаторские права.
О н м ог распускать законодательную палату и налож ить “вето” н а все законодательны е проекты .
П ричем к вторичном у рассм отрению отклоненного законопроекта законодательная палата м огла приступить не ранее чем через 4 м есяца после его отклонения, и закон обретал силу лиш ь по принятии его больш инством (2/3 состава).
“В остальном он (Д еникин.
В .З.),как бы с иронией писал Ч айковский, не вм еш ивается в действия граж данских ~»>89 властей

[Back]