Проверяемый текст
Кулаков, Владимир Владимирович; История военного и государственного строительства белых властей Юга России (Диссертация 2005)
[стр. 37]

констатирует, что созданная не без помощи союзников, главным образом, Англии, Добровольческая армия, превратилась в ходе Гражданской войны из партизанского отряда в крупную военную силу.
Она была «отмечена двадцатью малоизвестными успешными операциями, где добровольцам приходилось сражаться против превосходящего по силе противника».
Интересно для понимания событий и замечание У.
Черчилля о том, что Гражданская война была войной с «ничтожным числом смертей в бою и с бесчисленным количеством казней».
Вместе с тем, в этой
работе имеются и глубоко политизированные оценки, и тенденциозные выводы.
На третьем историографическом этапе (середина 30-х годов середина 50-х годов)
направления и характер исследований оставались неизменными, но акценты в изучении борьбы с контрреволюцией значительно сместились.
Советские авторы чаще оперировали понятиями «крах» и «разгром», привязывая к ним весь комплекс, используемых в их работах фактов1и сужая задачи исследований.
В это же время в результате утверждения режима личной власти Сталина исследование проблем белых режимов продолжалось в жестких рамках сталинских установок.
В их ключе выполнены работы
Я.
Н.
Раенко, И.
М.
Разгона и другие.2 В 1931 году вышла в свет работа А.
И.
Егорова «Разгром Деникина.
1919 год»3.
Её можно считать первым целевым исследованием проблемы разгрома белых на Юге России, проведенным видным советским военачальником.
В этом труде освещаются в основном военные аспекты исследуемой проблемы.
Небезынтересна и статья А.
Четыркина.
Главное ее достоинство богатый материал по
экономической основе белого режима на Юге России.
Анализируя разложение деникинских 'Анг^зсютйМС BicçofiшеддАнтантыиегоразфалМ , 1940,КпенинГ,ОжогювМ.Гдх)ическаяо&ршаПе1рофада.-Л, 1939, МегамжВ Сгалина^танратфсшДникиш.
М,1938,Егояе.Сграгепшзо1ершвер1ыванигбаюш'1ьаш)()^х)шав1920го.'у М, 1937,(>срэлникжФ Ударго КотикувеаюП 1919т М, 1938 идр.
2 РаенюЯН.
Г КС^фштиквдзенаК^&ндЧершморье.
Краснодар, 1940, Ратон И.М.СрдтаникидеиКтрвибзрь&заа'вль СовеговтС екрш K æ ra»M , 1941ицх 3ЕгорсвА.И.РЙгромДеникиа 1919m М, 1931 37
[стр. 40]

больших количествах, и отличается тенденциозностью.
Здесь есть множество разночтений, полярные оценки одних и тех же явлений.
Это объясняется отсутствием единства в рядах белой эмиграции в 20-30-е годы.
В то время их самой резкой чертой было, по характеристике И.
Гессена, видного политического, общественного и литературного деятеля, «ревнивое искание не точек соприкосновения, а, напротив, пунктов отталкивания».
Зарубежная историография военной, политической и общественной деятельности белых властей развивалась параллельно с советской историографией и была с ней в жесткой конфронтации.
В СССР зарубежная литература по проблемам Гражданской войны, белого движения, белой эмиграции с 30-х годов фактически не издавалась, за исключением отдельных книг, из которых можно было почерпнуть сведения об интервенции Антанты.
Наиболее ценной из них является работа У.
Черчилля «Мировой кризис».
Она вышла в свет в 1932 году, когда режим личной власти Сталина еще не набрал должной силы.
Видимо, поэтому работа печаталась без купюр, в ней есть характеристика большевистского руководства «сообщество крокодилов, обладавших образцовым интеллектом».
Вполне уместно поэтому было предисловие И.
Минца к данной работе.
В книге У.
Черчилля содержатся небезынтересные сведения по истории Добровольческой армии.
Автор не скрывает своих симпатий к белой власти.
Он с гордостью констатирует, что взращенная при помощи союзников, главным образом, Англии, Добровольческая армия, превратилась в ходе Гражданской войны из партизанского отряда в крупную военную силу.
Она была «отмечена двадцатью малоизвестными успешными операциями, где добровольцам приходилось сражаться против превосходящего по силе противника».
Интересно для понимания событий и замечание У.
Черчилля о том, что Гражданская война была войной с «ничтожным числом смертей в бою и с бесчисленным количеством казней».
Вместе с тем, в этой
оригинальной работе имеются и глубоко политизированные оценки.
На третьем историографическом этапе (середина 30-х годов середина 50-х годов)
указанная выше тенденция сохранилась, но акценты в изуче

[стр.,41]

нии борьбы с контрреволюцией значительно сместились.
Вместо показа реальных сложностей этой борьбы, советские авторы чаще оперировали понятием «разгром», привязывая к нему весь комплекс, используемых в их работах фактов.1 В 1930 до середины 50-х годов в результате утверждения режима личной власти Сталина исследование проблем белых властей продолжалось в жестких рамках сталинских установок.
В их ключе выполнены работы
А.А.
Кабышева, Я.И.
Раенко, И.
Разгона, Ф.
Кузнецова и другие.
В 1931 году выДеникина 2 считать первым целевым исследованием проблемы разгрома белых на Юге России, проведенным бывшим командующим войсками Южного фронта в 1919 году, военным теоретиком, имевшим в распоряжении добротную документальную базу.
В этом труде освещаются стратегические замыслы и решения белых в 1919 году.
Небезынтересна и статья А.
Четыркина.
Главное ее достоинство богатый материал по
экономике на территории, подконтрольной ВСЮР.
Анализируя разложение деникинских войск и тыла, историк использует материалы прессы белого Юга России, приводит некоторые высказывания А.И.
Деникина, взятые из архивных и опубликованных документов.
Но это позволяло иметь лишь отрывочные сведения о планах и действиях единоличного военного диктатора.
И.С.
Коротков в своей работе «Разгром Врангеля» отмечал: «Аграрная политика Врангеля была буржуазно-помещичьей, типично столыпинской аграрной политикой и защищала интересы кулачества».
Однако, никаких других доказательств «антинародности», а, следовательно, порочности позиции врангелевского режима в аграрном вопросе автор не приводит.123 Большое влияние в перемене исследовательских акцентов и приоритетов с середины 30-х гг.
оказали положения «Краткого курса ВКП (б)», прежде всего связанные с пересмотром ленинской периодизации Гражданской 1См.: Ангарский М.С.
Второй поход Антанты и его разгром.
М , 1940; Кленин Г., Соколов М.
Героическая оборона Петрограда.
Л., 1939; Меликов В.
Сталинский план разгрома Деникина, М., 1938; Его же.
Стратегическое развертывание белопольского фронта в 1920 году.
М., 1937; Огородников Ф.
Удар по Колчаку весной 1919 г.
М., 1938 и др.
2Егоров А.
И.
Разгром Деникина, 1919 год.
М., 1931.
1Коротков И.С.
Разгром Врангеля.
М., 1955.
С.35.
41 РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКti

[Back]