Проверяемый текст
Баскакова Ирина Владимировна; Домашние хозяйства в трансформационной экономике России (Диссертация 1997)
[стр. 53]

ском развитии (системой традиционных материально-этических ценностей, уровнем образования, квалификацией, базой знаний, наличием развитых рыночных и общественных институтов).
Человеческий капитал, как определяет его большинство экономистов, состоит из
«приобретенных знаниях, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течении определенного времени в целях производства товаров и услуг».
Иными словами, человеческий капитал индивида есть его способность к производству товаров и услуг.
Знания, способности и навыки человека признаны авторами теории особой формой капитала на том основании, что подобно материальновещественным средствам производства, их формирование требует как от самого работника, так и от всего общества весьма существенных издержек, и что они, подобно физическому капиталу, обеспечивают своему обладателю более высокий доход.

Таким образом, концепция человеческого капитала позволила тесно связать исследование невещественных форм богатства (вложения в человека) с изучением их взаимодействия с экономическим ростом динамикой материальных элементов богатства.

Теория человеческого капитала и не определила однозначного подхода к решению проблемы экономической эффективности (в ней царит многообразие количественных оценок, методов и методик ее
измерения), благодаря ей удалось значительно приблизиться к определению места, в частности, образования в процессе производства, его значении для поддержания темпов роста, его роли в повышении производительного уровня общества.
Проблема вложений в человека и формирования невещественных форм богатства приобретает особую актуальность, на наш взгляд, в условиях кризиса.
Ключевая роль человека как источника и движущей силы выхода из кризиса практически не принимается во внимание в нынешних программах реформ.
В этих условиях исследование проблем, связанных с формированием невещественных форм богатства, измерением его и оценкой эффективности богатства приобретают особую актуальность.

53
[стр. 54]

ских успехов стран Восточной Азии показал, что они были обусловлены прежде всего “социальной способностью нации” к прорывам в экономическом развитии (системой традиционных материально-этических ценностей, уровнем образования, квалификацией, базой знаний, наличием развитых рыночных и общественных институтов).
Основой для определения доли домашних хозяйств в производственных % факторах могут служить разработки концепции человеческого капитала, которая получила свое оформление и бурное развитие в 60-ые годы нынешнего Шульца и других позволила практически поставить вопрос об образовательноквалификационном потенциале как особом производственном факторе, об из-4 мерении его производительности.
Человеческий капитал, как определяет его большинство экономистов, состоит из
“приобретенных знаниях, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течении л определенного времени в целях производства товаров и услуг*.
Иными словами, человеческий капитал индивида есть его способность к производству товаров и услуг.
Знания, способности и навыки человека признаны авторами теории особой формой капитала на том основании, что подобно материальновещественным средствам производства, их формирование требует как от самого работника, так и от всего общества весьма существенных издержек, и что они, подобно физическому капиталу, обеспечивают своему обладателю более высокий доход.123
1Кузин Д.
Национальный экономический успех: уроки зарубежного опыта //ч Вопросы экономики.
1992.
№11.
С.
19.
2Bowen Н.
R.
et al.
Investment in Learning.
San Francisco, 1978.
P.
362.
3Thurow L.
C.
Investment ih Human Capital.
Belmont, 1970.
P.
15.


[стр.,55]

Таким образом, концепция человеческого капитала позволила тесно связать исследование невещественных форм богатства (вложения в человека) с изучением их взаимодействия с экономическим ростом динамикой материальных элементов богатства.
Хотя теория человеческого капитала и не определила однозначного подхода к решению проблемы экономической эффективности (в ней царит многообразие количественных оценок, методов и методик ее изI мерения), благодаря ей удалось значительно приблизиться к определению места, в частности, образования в процессе производства, его значении для под4 держания темпов роста, его роли в повышении производительного уровня общества.1 Проблема вложений в человека и формирования невещественных форм богатства приобретает особую актуальность, на наш взгляд, в условиях кризиса.
Ключевая роль человека как источника и движущей силы выхода из кризиса практически не принимается во внимание в нынешних программах реформ.
В этих условиях исследование проблем, связанных с формированием невещественных форм богатства, измерением его и оценкой эффективности богатства приобретают особую актуальность.12
Таким образом, нами предложена следующая система критериев и показателей развития домашних хозяйств (см.
Схему 4).
1Современный капитализм: проблемы рабочей силы.
М.: Наука, 1985.
С.
112.
2 См., например: Сабирьянова К.З.
Инвестиции в человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ.
Автореф.
дисс...
канд.
эконом, наук.
Екатеринбург, 1993.
Автором предпринята попытка экономического анализа индивидуальных вложений и индивидуальных выгод, связанных с формированием и развитием человеческого капитала в СССР.
Кроме того, в работе произведена ориентировочная оценка вклада образования в экономический рост в нашей стране в условиях централизованно-планируемой экономики.

[Back]