этом, если у К.К. Платонова это «совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрений, убеждений» [148], то у Л И . Божович и P.C. Немова это совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций (тенденций влечения и тенденций долженствования), воплощающихся в мотивах, ориентирующих, направляющих деятельность личности [19, 126]. Таким образом, в различных трактовках личности направленность раскрывается по-разному, но все исследователи связывают ее с мотивационнопотребностной сферой личности. Так, по мнению С .Л Рубинштейна, направ_ _ _ _ _ _ _ соответствующий предмет порождает испытываемая или осознаваемая человеком потребность или заинтересованность. Автор отмечает, что проблема направленности это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами [160]. Из динамических тенденций ученый выделяет такой особый момент как установка, отмечая, что она заключает в себе избирательное отношение к чему-то значимому для личности. Особую роль он отводит потребностям, интересам и идеалам, которые составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем единой направленности личности, выступая в качестве мотивации ее деятельности [160]. А.Г. Асмолов рассматривает установку как фактор, обеспечивающий стабильность деятельности в непрерывно изменяющейся среде, что находит выражение в сохранении ее направленности. Особо отмечая тот факт, что без таких факторов деятельность не могла бы существовать как самостоятельная система, способная сохранять устойчивое направленное движение [1]. Д.Н.Узнадзе трактует установку индивида как специфическое состояние готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Ученый полагал, что поведение индивида происходит, во-первых, на импульсивном уровне 15 i |
действий личности» (155, С. 261). Направленность личности, согласно точке зрения Л.И.Божович — устремленность к какой-либо цели, сосредоточенность на чем-либо. Совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций (тенденций влечения и тенденций долженствования), воплощающихся в мотивах, ориентирующих, направляющих деятельность личности (17). Помимо этого, направленность личности определяется ее духовным содержанием: идеалами, убеждениями, склонностями, интересами и имеет предметное содержание ("на что, на какой предмет?") и характеризуется напряжением, которое возникает при ее реализации. Под «направленностью личности» понимают совокупность или систему мотивационных образований и явлений. Если у К.К. Платонова это «совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрений, убеждений» (127), то у Л.И. Божович и P.C. Немова это — «система или совокупность мотивов» (18,114). В своем исследовании мы разделяем точку зрения Б.И. Додонова, который рассматривает направленность через призму системы потребностей, как уже сложившуюся систему важнейших целевых программ и полагает, что все компоненты личности, так или иначе «работают» на эту систему. Это относится и к мировоззрению, которое скорее помогает развить направленность, чем первично определяет ее (48) Следует отметить, что в различных трактовках личности направленность раскрывается по-разному. Так, по мнению C.J1. Рубинштейна, направленность на соответствующий предмет порождает испытываемая или осознаваемая человеком потребность или заинтересованность. Он отмечает: «Проблема направленности это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» (142, С.518). Кроме того, C.JI. Рубинштейн из динамических тенденций выделяет 14 такой особый момент как установка, отмечая, что она заключает в себе избирательное отношение к чему-то значимому для личности. Особую роль он отводит потребностям, интересам и идеалам, которые составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем единой направленности личности, выступая в качестве мотивации ее деятельности (142). Л.И. Божович отмечает, что в основе направленности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво-доминирующая система мотивов (18). Эта точка зрения созвучна с отдельными положениями учения А. Маслоу (105). Оба автора полагают, что наивысшую устойчивость личности обеспечивает определенная иерархия мотивов. При этом мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным мотивам, так что при определённых условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений (91). Д.А. Леонтьев, ссылаясь на работы А. Адлера, утверждает, что определенный смысл и направленность жизни на бессознательном уровне складывается у человека уже к 3-5 годам. Он считает, что направленность жизни несет в себе ее истинный смысл и отмечает, что направленность это смыслообразующий мотив (93, С.30-36. ). Кроме того, исследователь отмечает роль ценностных ориентаций в структуре направленности. Современные ученые педагоги В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова подчеркивают, что направленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек; стремления, которые ему свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует. (151). Отмеченное выше, позволяет заключить, что направленность личности имеет определенную структуру. Так, К.К. Платонов в своей работе «Концепции структуры личности» отмечает, что если рассматривать направленность как единое целое, то можно выявить такие ее подструктуры как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения и убеждения. Все эти подструктуры форми15 по специальности, хорошая успеваемость и посещаемость по профильным предметам). При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах (59,167). Высокий уровень профессиональной направленности это та качественная особенность структуры мотивов, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. С.Л. Рубинштейн, в частности, отмечал, что для того чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, чтобы они приобрели значимость, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании (143). Характеризуя ценностный компонент профессиональной направленности студентов, следует отметить, что ценности, ценностные ориентации, связанные с профессиональными устремлениями студента определяет вектор направленности. Сюда относятся социальная значимость и престиж профессии, возможности совершенствования и самоутверждения и т.д. в процессе профессионального становления личности. Рассуждая о ценностях профессиональной направленности и ценностных ориентациях Э.Ф.Зеер пишет о том, что эти ориентации претерпевают изменения: одни ценности утрачивают свою направляющую функцию, другие исчезают, третьи появляются. Например, в начале самостоятельного освоения профессиональной деятельности появляется ориентация на самоутверждение в труде (59). Д.Н.Узнадзе рассматривает ценностную ориентацию индивида согласно своей психологической концепции установки, трактуя установку индивида как специфическое состояние готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Ученый полагал, что поведение индивида происходит, вопервых, на импульсивном уровне под воздействием актуальной потребности. 29 |