Проверяемый текст
Биджев, Исмель Абдул-Газизович; Ситуации неопределенности как фактор российского политического процесса (Диссертация 2009)
[стр. 45]

коллективов и организаций, общ ественную активность или пассивность, действия и взаимодействия, под политической системой мы будем понимать все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осущ ествления политических решений.
В данном случае стабильность есть способность политической системы управлять изменениями или справляться с ними.
В современной западной политологии существует несколько наиболее популярных подходов к определению стабильности1.
Первый подход (Ф.Били,
К.Даудинг и Р.Кимбер)2 исходит из понимания стабильности как отсутствия в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющ их в кризисной ситуации справиться с ними.
В этом случае политическая стабильность трактуется как способность политического организма к самосохранению в условиях, угрожающих идентичности; общественной системы или самому ее существованию.
При этом различают «минимальную» стабильность (т.е.
просто отсутствие на территории государства гражданских войн или иных форм вооруженных конфликтов) и «демократическую» стабильность (т.е.
способность
демократических структур быстро реагировать на изменяющиеся общественные настроения).
Второй подход (Э.

Циммерман)3 связывает политическую стабильность с функционированием одного правительства в течение некоторого продолжительного времени, включая его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям.
Достижение стабильности такого рода связано с несколькими факторами, и в частности с характером самого правительства (однопартийное
или коалиционное); наличием или отсутствием проправительственного большинства в парламенте; 1 К осов Г.В.
«П орядок», «определенность» и «устойчивость» как категории соврем енной политологии // Теоретико-м етодологические и прикладны е аспекты устойчивого развития и безопасности региона.
Ставрополь, 2009.
2 Л ернер М .
Развитие цивилизации в А мерике.
Т.1.
М ., 1992.
С.
410
3 Zim m erm an J.
F.
N ational-State R elations: Cooperative Federalism in the Tw entieth Century // Publius, 2001, 31.
P.
15-30.
45
[стр. 20]

в каждом из главных сегментов этих моделей»1, а политическая стабильность есть «способность политической системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений»2.
Рассмотрим более подробно сущность политической стабильности.
Под политической стабильностью нередко понимается система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на нее функции.
Говоря о политической стабильности, необходимо обратиться.к понятию «политическая система».
Исходя из того, что политология понимает систему как интегрированное понятие, которое включает процессы, тенденции, структуры (институты), поведение граждан, коллективов, и организаций, общественную активность или пассивность, действия и взаимодействия, под политической системой мы будем понимать все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических .решений.
данном случае стабильность есть способность политической системы управлять изменениями или справляться с ними.
В-современной западной политологии'существует несколько наиболее популярных подходов к определению стабильности.
Первый подход (Ф.Били,
К.Даудикг и Р.Кимбер)3исходит из понимания? стабильности как отсутствия в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих в кризисной ситуации справиться с ними.
В этом случае политическая стабильность трактуется как способность политического организма к самосохранению в условиях, угрожающих идентичности общественной системы или самому ее существованию.
При этом различают «минимальную» стабильность (т.е.
просто отсутствие на территории государства гражданских войн или иных форм вооруженных конфликтов) и «демократическую» стабильность (т.е.
способность
дсмократи1Социологический словарь / Под ред.
Г.В.
Осипова.
—М..
1998.
С.
339.
2Социологический словарь / Под ред.
Г.В.
Осипова.
М., 1998.
С.
339, 3Лернер М.
Развитие цивилизации в Америке, Т.
1.
М., 1992.
С.
410


[стр.,21]

чсских структур быстро реагировать на изменяющиеся-общественные настроения).
Второй подход (Э.

Циммерман)1связывает политическую стабильность с функционированием одного правительства в течение некоторого продолжительного времени, включая его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям.
Достижение стабильности такого рода связано с несколькими факторами, и в частности с характером самого правительства (однопартийное
ш.и коалиционное); наличием или отсутствием проправительственного большинства в парламенте; политическим весом оппозиционных и антисистемных сил в парламенте и т.д.
Третий подход (С.
Хантингтон)2 акцентирует наличие конституционного порядка как определяющего фактора стабильности.
Для стабильности важна формула «порядок плюс преемственность», что означает длительное сохранение политической системой своих сущностных характеристик.
.
^ В рамках этого подхода стабильность также связывают с легитимно• * стью власти или поддержкой населением данной политической системы и се у*.., фундаментальных ценностей.
При.этом важную роль играет способность самой/: ; власти эффективно управлять страной, что также может способствовать стаби-^ лизации.
Иными словами, и политическая власть, и общественные институты находятся в состоянии сложной инверсии и взаимно определяют поведение друг друга.
Четвертый подход (А.
Лейпхарт)3 интерпретирует стабильность как^ баланс (равновесие) политических сил.
Стремление к балансу действительно характерно для многих сфер человеческой деятельности, хотя достигнуть его в политике гораздо сложнее, чем в экономике или социальной сфере: само понятие силы здесь чрезвычайно сложно измерить.
1Zimmerman J.
F.
National-State Relations: Cooperative Federalism in die Twentieth Century // Publius, 2001, 31.-P .
15-30.
2Хантингтон С.
Политический порядок в меняющихся обществах.
М., 2004.
3Лейпхарт А.
Многосоставные общества и демократические режимы // Полис.
1992.
№ 1.
С.
217-225;

[Back]