Проверяемый текст
Книга «Методы развития организаций» А. И. Пригожин, «Международный центр финансово-экономического развития», 2003
[стр. 43]

самостоятельность может гипертрофироваться.
Отсюда возможно появление так называемого негативного лидерства, когда группа становится средством осуществления целей лидера.
Явление лидерства, таким образом, представляет собой
двусторонний процесс: с одной стороны, — признание средой определенного индивидуального носителя своей активности (вызванное, конечно, потребностью в таковом) и соответствующие этому ожидания, с другой, — способность индивида к адекватному выражению групповых ценностей, влияние на окружающую среду и принятие на себя ответственности за коллективные действия.
Престиж также рассматривается как элемент межличностных отношений, он выступает в виде шкалы признаний, которыми социальная среда наделяет каждого из своих членов.
В соответствии с уровнями, занимаемыми ими на этой шкале, люди распределяются на ряд социальных позиций, каждой из которых присущи свои нормы поведения и ожидания других индивидов.
Основу отношений престижа составляют ценности, исповедуемые данной микрокультурой: характер труда, власть, личные качества и т.д.

Социально-психологическая структура вносит, наряду с внеформальной, новое раздвоение организации, в частности по "шкале престижа", на которой каждый работник занимает деление в соответствии со степенью его признания группой.
Однако это место не всегда совпадает с его статусом в административной структуре.

Под сентиментами обычно понимаются первичные взаимные предпочтения индивидов.
Они выступают в виде симпатий, привязанности и т.д.
(позитивные) и неприязни, антипатии и т.д.
(негативные сентименты).

Итак, как мы видим, и организация, и организованные группы объединяют людей для выполнения какой-то определенной цели.
В обеих этих структурах устанавливаются правила взаимодействия, нормы поведения, способы выполнения деятельности.
Эти традиции, правила и 43
[стр. 681]

680 Глава XXVII Исследователи по-разному подходят к типологии лидерства.
А.
Этциони, например, наряду с формальным и неформальным выделяет также инструментальный тип лидерства (ориентирующий сугубо на решение групповых задач, бескомпромиссный) и экспрессивный тип ("социально-эмоциональный", подчеркивающий солидарность).
Явление лидерства, таким образом, представляет собой
обоюдосторонний процесс: с одной стороны, признание средой определенного индивидуального носителя своей активности (вызванное, конечно, потребностью в таковом) и соответствующие этому ожидания, с другой способность индивида к адекватному выражению групповых ценностей, влиянию на окружающую среду и принятию на себя ответственности за коллективные действия.
Следовательно, роль лидера не сводится к соответствию ожиданиям среды, он и воздействует на нее, т.
е.
лидерство выступает и как фактор самоуправления.
Престиж также рассматривается как элемент межличностных отношений, он выступает в виде шкалы признаний, которыми социальная среда наделяет каждого из своих членов.
В соответствии с уровнями, занимаемыми ими на этой шкале, люди распределяются на ряд социальных позиций, каждой из которых присущи свои нормы поведения и ожидания других индивидов.
Основу отношений престижа составляют ценности, исповедуемые данной микрокультурой: характер труда, власть, личные качества и т.
д.

В одном исследовании, например, среди рабочих наиболее престижной считалась специальность сборщика, и это служило заметным фактором внутригрупповой дифференциации, а получение места сборщика рассматривалось как продвижение по социальной лестнице, даже если зарплата не менялась.
Определенная социальная позиция не закрепляется за индивидом навсегда, т.
к.
последний может передвигаться по шкале престижа либо сама шкала может изменяться вследствие, например, перегруппировки ценностей.
Высшей позицией на этой шкале является позиция лидера.
Социально-психологическая структура вносит, наряду с внеформальной, новое раздвоение организации, в частности по "шкале престижа", на которой каждый работник занимает деление в соответствии со степенью его признания группой.
Однако это место не всегда совпадает с его статусом в административной структуре
(рис.
27).
Рис.
27.
Соотношение формальной и социально-психологической структур (раздвоение статусов на административные и по "шкале престижа")

[стр.,682]

Консультирование развития организационных структур 681 Под сентиментами обычно понимаются первичные взаимные предпочтения индивидов.
Они выступают в виде симпатий, привязанности и т.
д.
(позитивные) и неприязни, антипатии и т.
д.
(негативные сентименты).

Именно эти перечисленные выше три элемента и составляют механизм социально-психологической самоорганизации.
И эти элементы межчеловеческих отношений, пожалуй, являются не только первичными, но и "вечными" факторами внутригрупповой дифференциации.
Поэтому ни одна самая тотальная, формальная организация не может избежать их, и принципиально невозможно существование абсолютно эгалитарной социальной системы.
О структуре неформальной группы, на мой взгляд, можно говорить и в ином смысле, как об отражении более общей социальной структуры, поскольку каждый ее член является представителем и другой, внеорганизационной социальной группы (экономической, демографической, политической и т.
д.).
При этом очевидно, что на уровне группы это различие обычно непосредственно в чистом виде не проявляется, а преломляется в других формах, порожденных личностными контактами, которые, конечно же, отличаются от связей более общих социальных структур.
Тем не менее методологически неправомерно отрывать анализ первичных социальных образований от макроструктуры общества, а также от формальной структуры организации, игнорировать взаимосвязь всех этих уровней.
Социально-психологическая структура сходна с внеформальной главным образом спонтанностью возникновения, добровольностью членства, свободой выхода из группы и т.
д.
Но она дальше стоит от формальной структуры, менее взаимосвязана с последней.
Внеформальная структура, схематично говоря, находится как бы "посредине" между формальной и социально-психологической.
Если внеформальная структура более тесно связана с формальной, возникает и функционирует по поводу функциональных задач, иначе говоря, включает неформализованные, но должностные отношения, то социально-психологическая структура строится из системы межличностных связей и норм, и индивиды здесь выступают не как функционеры, а как личности.
Ясно потому, что социально-психологическая и внеформальная структуры взаимодополняют одна другую.
Следует также сказать, что в целом ряде случаев эти два типа неформальной структуры сосуществуют вместе и различие между ними часто условное, они нередко сливаются, а в реальных организациях абсолютную грань между ними провести невозможно.
Это дает основание в дальнейшем говорить о неформальной организации как таковой в целом, лишь уточняя, в случае необходимости, конкретную ее разновидность.
Это значит, что за пределами программированной, сознательно начертанной организации господствует организационная "стихия", высвобождающая нерастраченный запас той социальной энергии, которую (пусть в скрытом виде) содержит, аккумулирует всякое человеческое объединение.
Эта энергия составляет внутренний источник упорядочения и регулирования в организациях.
Конечно, не следует преувеличивать достоинства самоорганизации.
Ведь, как уже говорилось, то, что служит делу организации в одном из подразделений, может вызвать дезорганизацию в большой системе, и наоборот.
Кроме того, в некоторых случаях явление самоорганизации нецелесообразно и вредно с точки зрения основной функции системы.

[Back]