Проверяемый текст
Ерицян Альберт Володяевич. Пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор (Диссертация 2002)
[стр. 169]

168 Регулируя общественные отношения и создавая в этих целях соответствующие правила поведения, государство определяет последствия несоблюдения установленных правил для лиц, их нарушивших.
В числе таких последствий особое место принадлежит мерам финансовой, в том числе ответственности за нарушения банковского законодательства.
Юридическая ответственность представляет собой особый охранительный институт правовой системы государства, который выступает в качестве действенного средства, стимулирующего участников общественных отношений к совершению действий в интересах общества и государства.
Спецификой состава правонарушений в сфере государственного управления банковскими рисками является его трехэлементный состав субъект, объект, объективная сторона Указанное обстоятельство вызвано тем, что данные правонарушения совершаются кредитными организациями, которые, в свою очередь, являются юридическими лицами.

Меры принуждения, применяемые к правонарушителю кредитной организации, предусмотрены ст.
75 Закона о Банке России, который устанавливает, что Банк России вправе применить следующие принудительные меры: • требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений; • взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от минимального размера уставного капитала; • либо ограничивать проведение отдельных операций до шести месяцев.
Основанием применения указанных мер являются нарушение кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).
Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера
[стр. 106]

$ 3.
Меры государственного принуждения, применяемые органом пруденциального банковского надзора Меры принуждения, применяемые в ходе пруденциального банковского надзора, подразделяются на меры принуждения, обеспечивающие нормальный ход пруденциального банковского надзора, и меры ответственности.
Юридическая ответственность это мера правового принуждения за правонарушение, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителю компетентным органом или должностным лицом в надлежащем процессуально-правовом порядке1.
Исходя из данного определения юридической ответственности, данного академиком РАН В .С.
Нерсесянцем, можно придти к выводу о том, что надзор как функция управления содержит в себе элементы процессуально-правовой (а именно процедурной) формы привлечения к юридической ответственности.
Спецификой состава правонарушений в сфере государственного управления банковскими рисками является его трехэлементный состав субъект, объект, объективная сторона.
Указанное обстоятельство вызвано тем, что данные правонарушения совершаются кредитными организациями, которые, в свою очередь, являются юридическими лицами.

Основания применения мер ппипуждепия Меры принуждения, применяемые к правонарушителю кредитной организации, предусмотрены ст.
75 Закона о Банке России, который устанавливает, что Банк России вправе применить следующие принудительные меры: • требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений; • взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от минимального размера уставного капитала; • либо ограничивать проведение отдельных операций до шести месяцев.
Основанием применения указанных мер являются нарушение кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной
1 Нерсесяш/ П С.
Общая теория права и государства.
С.
522.
106

[стр.,107]

организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).
Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера
оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала; 2) потребовать от кредитной организации: а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов; б) замены руководителей кредитной организации; в) реорганизации кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.
Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Из положений приведенной статьи Закона следует только абстрактная возможность (право) Банка России применять приведенные меры принуждения, и не установлены конкретные правовые основания для применения каждой из них, т.е.
отсутствует исчерпывающий перечень правонарушений, за совершение которых применяются конкретные меры принуждения.
Напротив, как следует из абз.
1 данной статьи, Банк России имеет право применять санкции, указанные в данной статье, за нарушения нормативно-правовых актов Банка России, что в свою очередь, в сочетании с правом Банка России принимать нормативно-правовые акты (ст.
6 указанного закона), приводит к формальной возможности установления конкретных составов правонарушений со стороны Банка России и определения правил применения соответствующих мер принуждения (т.е.
возможности привлечения к ответственности кредитных организаций).
Данное, крайне негативное, положение дел в регулировании ответственности в сфере банковских отношений усугубляется еще и тем, что основания для применения мер принуждения сформулированы очень широко, без уточнения существенных элементов признаков правонарушений, что создает благоприятные условия для узаконения произвола со стороны Банка России.
Поскольку основанием применения мер принуждения является ограничение права на осуществление банковской деятельности, то установление какого-либо ограничения 107

[стр.,125]

совершенное правонарушение, например, за бухгалтерскую ошибку, приведшую к недостоверной информации в отчетности кредитной организации.
В рамках пруденциального банковского надзора применение данной меры ответственности может привести к гораздо большему негативному результату для кредиторов (вкладчиков) кредитной организации, чем само допущенное кредитной организацией нарушение норм пруденциального регулирования.
По смыслу п.З ст.
55 Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за указанные правонарушения и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, предусмотренная в качестве меры принуждения право Банка России вводить ограничения на осуществление отдельных банковских операций противоречит п.
3 ст.
55 Конституции РФ, как противоречащая принципу соразмерности в части возможного нарушения прав и интересов кредиторов кредитной организации, в виде увеличения банковских рисков кредитной организации, вызванной применением данной меры.
Поэтому необходимо отметить, что указанная мера принуждения соответствует требованиям конституционно-правовых норм, если ее применение ограничивает возможность увеличения банковских рисков кредитной организации.
Согласно ст.
75 Закона о Банке России, в качестве квалифицирующего основания указаны случаи невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, сели эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).
В данном перечне оснований применения мер принуждения опять же не установлены критерии выбора той или иной меры принуждения, т.с.
Банк России самостоятельно вправе определять как поступать в каждом конкретном случае правонарушений, не связанных с созданием реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).
Видимо, закрепление в Законе о Банкс Росси в качестве мер принуждения запрета на открытие филиалов, запрета осуществления отдельных банковских операций и ограничения отдельных банковских операций было вызвано необходимостью установления правового механизма, позволяющего ограничить рост банковских рисков кредитной организации, нарушившей нормы пруденциального регулирования.
125

[Back]