Проверяемый текст
Ерицян Альберт Володяевич. Пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор (Диссертация 2002)
[стр. 173]

172 Из вышесказанного следует необходимость внесения изменений в федеральном законодательстве исчерпывающего перечня составов правонарушений и мер принуждения, подлежащих применению за соответствующие правонарушения.
Относительно пруденциального банковского надзора данный вывод
возможно сформулировать следующим образом: необходимо на уровне федерального закона установить исчерпывающий перечень нарушений норм пруденциального регулирования, а также конкретные меры ответственности за соответствующие правонарушения.
Существенной спецификой нарушений норм пруденциального регулирования является длящийся характер правонарушения.
Отличие от иных длящихся правонарушений в данном случае состоит в том, что даже при самом добросовестном подходе к исполнению своих обязанностей последствие правонарушения, а именно превышение значений обязательных нормативов над установленными законом величинами, не всегда
может быть немедленно устранено.
Указанная специфика настолько существенна, что ее непременно необходимо учитывать при применении мер ответственности и мер процессуального принуждения.

Рассмотрим отдельные меры ответственности за нарушение норм пруденциального регулирования.
Отдной из мер государственного принуждения выступает требование со стороны Центрального банка к кредитной организации об устранении выявленных нарушений.
Данная мера предусмотрена в качестве санкции по основаниям, предусмотренным абз.
1 ст.
75 и ст.
76 Закона о
Банке России.
Инструкцией № 59 предусмотрено (п.
1.10 и п.
1.11), что данная санкция применяется в форме предписания Банка России, направленного кредитной организации, либо протоколом деловой встречи (совещания).
Относительно предписания как санкции за правонарушение Л.Г.
Ефимова
284 отмечает, что само по себе предписание Банка России, когда в нем сформулировано требование об устранении выявленных нарушений, не может быть признано санкцией, а является правовой формой выражения 284 Ефимова Л.Г.
Правовое регулирование банковской деятельности.
/ Под
ред.
проф.
Е.А.
Суханова.
М., 1997.С.
52.
[стр. 8]

в) по применению мер ответственности.
6.
Определенные значения обязательных нормативов (являющихся показателями деятельности кредитной организации), используемые в пруденциальном регулировании и пруденциальном банковском надзоре, выступают в качестве юридических фактов.
7.
Орган пруденциального банковского надзора (Банк России) является субъектом административной юрисдикции по делам о нарушениях норм пруденциального регулирования.
8.
Предлагается внести в действующее законодательство изменения и дополнения, устанавливающие на уровне федерального закона: а) исчерпывающий перечень нарушений норм пруденциального регулирования, а также конкретные меры ответственности за соответствующие правонарушения; б) порядок осуществления права на получение информации в ходе информационной стадии процедур пруденциального надзора (основания, момент начала, сроки проведения проверок, охватываемый проверкой предельный срок проверяемой деятельности, перечень информации, которую надзирающий орган не имеет право получать); в) исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения, применяемых при осуществлении процедур пруденциального банковского надзора и оснований их применения.
9.
Следует внести изменения и дополнения в законодательство, предусматривающие в рамках пруденциального банковского надзора: а) замену меры принуждения в виде требования к кредитной организации об устранении выявленных нарушений на предупреждение; б) замену меры принуждения в виде требования о замене руководителей кредитной организации и введения временной администрации по управлению кредитной организацией на дисквалификацию руководителей кредитной организации; в) отмену возможности применения следующих санкций: « требования о реорганизации; • требования осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов и пассивов; г) отмену таких оснований отзыва лицензии на осуществление банковских операций, каковым являются: “ установление фактов существенной недостоверности отчетных данных; ■ задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации) (п.
3 ап.
20 Закона о банках), 8

[стр.,109]

указанное является продолжением логики ст.
75 Закона о Банке России, а именно, наделения Банка России всевозможными полномочиями.
Подобный подход на практике приводит к непрерывной последовательности банковских кризисов, спровоцированных сверхконцентрацией полномочий у Банка России, деятельность которого не ограничена практически ни какими нормами, кроме продекларированных в Законе о Банкс России целей и задач.
Формально, на основе положений ст.
76 Закона о Банке России, Банк России может вдруг понять после «анализа» какие-либо правомерные операции коммерческого банка как «создающие угрозу интересам кредиторов (вкладчиков)» и применить к кредитной организации такую меру принуждения, какой является, например, введение запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года.
Последнее, в свою очередь, может вызвать действительно очень серьезную угрозу нарушения прав и законных интересов кредиторов (вкладчиков) кредитной организации.
Итак, положения законодательства, наделяющие орган пруденциального банковского надзора правомочием определения составов правонарушений и мер принуждения за их совершение, противоречат ст.
10 и п.З ст.
55 Конституции РФ.
Из вышесказанного следует необходимость внесения изменений в федеральном законодательстве исчерпывающего перечня составов правонарушений и мер принуждения, подлежащих применению за соответствующие правонарушения.
Относительно пруденциального банковского надзора данный вывод
можно переформулировать следующим образом, необходимо на уровне федерального закона установить исчерпывающий перечень нарушений норм пруденциального регулировании, а также конкретные меры ответственности за соответствующие правонарушения.
Рассмотрим конкретные меры принуждения, подлежащие применению к кредитным организациям, и основания их применения в ходе пруденциального банковского надзора.
Еще одной существенной спецификой нарушений норм пруденциального регулирования является длящийся характер правонарушения.
Отличие от иных длящихся правонарушений в данном случае состоит в том, что даже при самом добросовестном подходе к исполнению своих обязанностей последствие правонарушения, а именно превышение значений обязательных нормативов над установленными законом величинами, не всегда
Ю9

[стр.,110]

может быть немедленно устранено.
Указанная специфика настолько существенна, что ее непременно необходимо учитывать при применении мер ответственности и мер процессуального принуждения.

Меры ответственности за нарушение норм пруденциального регулирования
Требование к кредитной организации об устранении выявленных нарушений Данная мера предусмотрена в качестве санкции по основаниям, предусмотренным абз.
1 ст.
75 и ст.
76 Закона о
Банкс России.
Инструкцией № 59 предусмотрено (п.
1.10 и п.
1.11), что данная санкция применяется в форме предписания Банка России, направленного кредитной организации, либо протоколом деловой встречи (совещания).
Относительно предписания как санкции за правонарушение Л.Г.
Ефимова1
отмечает, что само по себе предписание Банка России, когда в нем сформулировано требование об устранении выявленных нарушений, не может быть признано санкцией, а является правовой формой выражения Банком России своей позиции по поводу допускаемых кредитной организацией нарушений, напоминанием о необходимости соблюдения правовых актов и о возможности применения санкций за их нарушения в будущем.
Такой же точки зрения относительно характера данной санкции придерживается и Я.
А.
Генваидов2.
В соответствии со ст.
3.2 КоАП среди видов административных наказаний упомянуто предупреждение.
Содержание данного вида наказания раскрыто в ст.
3.4 КоАП, согласно которому предупреждение является мерой административного наказания, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица.
Предупреждение выносится в письменной форме.
Сравнение данных положений КоАП с вышеприведенными положениями о требовании Банка России от кредитной организации устранения выявленных нарушений показывает, что данная мера является мерой ответственности и по своему содержанию является разновидностью видов административных наказаний предупреждением за нарушение норм пруденциального регулирования.
В целях сохранения единообразной терминологии в законодательстве следует внести изменения и дополнения в федеральном законодательстве, заменив меру принуждения в виде требования к кредитной организации об устранении выявленных нарушений на предупреждение.
1 Ефимова Л.Г.
Правовое регулирование банковской деятельности.
/ Под
рсд.
проф.
Е.А.
Суханова.
М., 1997.
С.
52.
* Гейвандов Я.А.
Указ.
соч.
С.
193.
ПО

[Back]