Проверяемый текст
Рыбакова Светлана Викторовна. Правовое регулирование надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций (Диссертация 2001)
[стр. 60]

58 элемент, как проверка только с точки зрения законности.
Из содержания же контроля заимствован третий его признак принятие различных мер» 105
106 * 108, считаем необходимым определить функцию Банка России по осуществлению проверок деятельности кредитных организаций именно как функцию по осуществлению контрольно-надзорной деятельности.
Д.М.
Овсянко также говорит о том, что «некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев вряд ли вообще возможно отделить контрольные функции от надзорных...
Потому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольной и надзорной функциями»
,06.
М.С.
Студеникина, в свою очередь, также отмечает, что «органов «чистого» административного надзора не существует, ибо в практической деятельности всегда наблюдается сочетание элементов внешнего контроля и административного надзора и пытаться в любом конкретном случае ограничить, где именно
начинается надзор и начинается контроль, весьма 107 трудно» Оперируя употребляемым в Законе о Банке России термином «надзор», применительно к надзору, осуществляемому за деятельностью кредитных организаций, считаем необходимым толковать его следующим образом: «Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций представляет собой такое направление функционирования Банка России, в процессе которого осуществляется проверка деятельности кредитных организаций по установлению ее соответствия требованиям нормативноправовых актов и актов применения, а также осуществляется применение мер воздействия по результатам выявленных нарушений, направленных на их пресечение, устранение (в том числе на восстановление устойчивого финансового положения) и на привлечение к ответственности» ,08.
105 Манохин В.М., Адушкин Ю.С.
Российское административное право.
Учебное пособие.
Саратов: 2000.
С.
180.

106 Д.М.
Овсянко Административное право.
Учебное пособие под ред.

проф.
Г.А.
Туманова.
М, 1997.
С.
169.
,0^ Студеникина М.С.
Указ.
раб.
С.
18.
108 8 августа 2001 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Несмотря на то, что в соответствии со статьей 3
данного закона, его действия не распространяются на банковский надзор, гем
[стр. 100]

Сопоставляя данный вывод с вышеприведенными мнениями ученых относительно взглядов на «контроль» и «надзор», а также с формулировкой понятия «контрольно-надзорная деятельность», данного В.М.Манохиным и Ю.С.Адушкиным, в котором «из содержания надзора ...
входит такой элемент, как проверка только с точки зрения законности.
Из содержания же контроля заимствован третий его признак принятие различных мер»* 1, считаем необходимым определить функцию Банка России по осуществлению проверок деятельности кредитных организаций именно как функцию по осуществлению контрольно-надзорной
деятель!юсти.
Как представляется, элемент контрольной деятельности в некоторых случаях имеет место и при проверке функционирования кредитной организации, то есть еще до принятия мер воздействия.
Точка зрения о наличии у Банка России некоторых контрольных полномочий ранее была высказана Н.М.Бородиной в работе «Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации».
Однако, указанный автор оценивает контрольные полномочия Банка России как «определенные», отводя, на наш взгляд, контролю незначительное место2.
В свою очередь, Я.А.Гейвандов критически относится к применению в нормативно-правовых актах, регулирующих банковскую деятельность, одновременно двух терминов и «контроль», и «надзор» тогда как «функции валютного и антимонопольного контроля по своей юридической природе имеют не контрольный характер в общепринятом смысле данного понятия, а скорее являются разновидностью надзорной деятельности».
В то же время, «в целях единообразного использования правовой терминологии» указанный автор применительно к «контрольно-надзорным полномочиям Банка России» употребляции на уровне федерального закона.
См.
также Инструкцию Банка России «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» от 31 марта 1997 г.
№ 59.
(С изм.
и доп.
на 5.04.2000 г.) // Вестник Банка России.
№ 23 от 17.04.1997 г.; № 19 от 12.04.2000 г.
1 Манохин В.М., Адушкин Ю.С.
Российское административное право.
Учебное пособие.
Саратов: 2000.
С.
180.
:
См.: Бородина М.Н.
Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации.
Канд.
дисс.
Саратов, 2000.
С.
135.


[стр.,102]

103 Банка России по надзору за деятельностью кредитных организаций» он раскрывает сущность указанных полномочий посредством употребления слова «контроль»1.
Д.М.Овсянко говорит о том, что «некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев вряд ли # вообще возможно отделить контрольные функции от надзорных...
Потому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольной и надзорной функциями»1
2 *.
М.С.Студеникина, в свою очередь, также отмечает, что «органов «чистого» административного надзора не существует, ибо в практической деятельности всегда наблюдается сочетание элементов внешнего контроля и административного надзора и пытаться в любом конкретном случае ограничить, где именно
кончается надзор и начинается контроль, весьма трудно»'.
Оперируя употребляемым в Законе о Банке России термином «надзор», ^ применительно к надзору, осуществляемому за деятельностью кредитных организаций, считаем необходимым толковать его следующим образом: «Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций представляет собой такое направление функционирования Банка России, в процессе которого осуществляется проверка деятельности кредитных организаций по установлению ее соответствия требованиям нормативно-правовых актов и актов применения
Банка России, а также осуществляется применение мер воздействия по результатам выявленных нарушений, направленных на их пресечение, устранение (в том числе на восстановление устойчивого финансового положения) и на привлечение к ответственности»4.
1 См.: Асадов А.М.
Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (административно-правовой аспект).
Автореф.
дисс.
...
канд.
юрид.
наук.
М., 1997.
С.
18.
: Д.М.Овсянко Административное право.
Учебное пособие под ред.

ироф.
Г.А.Туманова.
М., 1997.
С169.
' Студеникина М.С.
Указ.
раб.
С.18.
4 Несмотря на то, что в соответствии со ст.
3
Федерального закона «О защите нрав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», его действия нс распространяются на банковский надзор, тем нс менее считаем

[стр.,189]

192 4.
Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций представляет собой такое направление
его деятельности, в процессе которой осуществляется проверка деятельности кредитных организаций по установлению ее соответствия требованиям, закрепленным в нормативно-правовых актах и актах применения Банка России, а также предпринимаются меры воздействия по результатам выявленных нарушений, направленные на их пресечение, предупреждение, устранение (в том числе на восстановление устойчивого финансового положения) и на привлечение к ответственности.
В то же время, автор считает, что функция Банка России по осуществлению проверок деятельности кредитных организаций является функцией контрольно-надзорного характера.
Данный вывод обоснован наличием у Банка России права не только проверять законность деятельности кредитных организаций, а в некоторых случаях и ее целесообразность, но и применять различные меры воздействия, направленность которых указана выше.
В законе они должны быть строго разграничены на меры пресекательного, превентивного, восстановительного и карательного характера.
Названную функцию диссертант оценивает как регулирующую с включением в нее элементов управления.
5.
Исследуя установленную законодателем главную цель банковского надзора и регулирования поддержание стабильности банковской системы, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов, диссертант считает возможным выделение здесь не одной, а двух самостоятельных целей, хотя и являющихся взаимобусловливающими и взаимодополняющими.
Рассматривая их в качестве целей стратегического характера, вместе с тем автор определяет тактические задачи, стоящие перед банковским надзором обеспечение охраны правовых норм, регулирующих деятельность кредитных организаций, от правонарушений (правоохранительная задача).
Достижение обозначенных целей и задач можно определить следующими территориальными границами: 1) государства в целом, 2) отдельно взятого субъекта Российской Федерации, 3) отдельно взятой кредитной организации.

[Back]