Проверяемый текст
Гринкевич, Лариса Сергеевна; Интегральная эффективность социально-экономического развития современного общества (Диссертация 2003)
[стр. 89]

89 пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [20] О недрах.
В законах закреплены самые общие положения в отношении собственности на природные ресурсы, при этом остаются неопределенными конкретные полномочия федеральных органов власти как в части порядка разграничения объектов недр на федеральную собственность и собственность субъектов федерации,
гак и в части управления федеральными объектами недр на территории субъектов Федерации.
Не выработан и порядок формирования федерального перечня объектов недр, его содержание, принципы формирования.
Не уточнены пределы исключительной компетенции федеральных органов власти по распоряжению фондом недр, хотя попытки административноволевого разделения собственности были предприняты.

В настоящее время исключительно к федеральной собственности относятся «ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, заказники, имеющие общереспубликанское значение)»
[17].
То есть в собственности государства в целом (Федерации) находятся все существующие ресурсы, и при этом в собственность субъектов Федерации природные ресурсы могут передаваться в порядке и на условиях, установленных правительством Российской Федерации.

Реально вопросы разграничения прав владения, пользования и распоряжения ресурсами окружающей среды во многом зависят от субъективных факторов, то есть решаются по «взаимной договоренности» сторон, как правило, в интересах более сильной стороны.
Неясности правового характера существенно затрудняют решение массы экономических вопросов (предпринимательского, финансового плана) и в оперативном управлении, и в стратегическом.

Пропорции распределения собственности на природные ресурсы в соответствии с российским законодательством представлены в табл.
2.2.
[стр. 189]

3.
«Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Нетрудно увидеть, что в зависимости от того, как трактовать слова «используются и охраняются», можно по-разному определить отношения собственности на природные ресурсы в региональном аспекте.
Если абсолютизировать использование природных ресурсов в интересах «народов, проживающих на соответствующей территории», можно предположить и признание абсолютного права этих народов на владение и распоряжение региональными природными ресурсами [258.
С.
12].
«Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
В соответствии, с другим наиболее значимым законом в сфере недропользования — законом «О недрах»: «Недра ...
и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью, вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [12].
Таким образом, в Законах, закреплены самые общие положения в отношении собственности на природные ресурсы, при этом остаются неопределенными конкретные полномочия федеральных органов власти как в части порядка разграничения объектов недр на федеральную собственность и собственность субъектов федерации, так и в части управления федеральными объектами недр на территории субъектов Федерации.
Не выработан и порядок формирования федерального перечня объектов недр, его содержание, принципы формирования.
Не уточнены пределы исключительной компетенции федеральных органов власти по распоряжению фондом недр, хотя попытки административно-волевого разделения собственности были предприняты.

189

[стр.,190]

В настоящее время исключительно к федеральной собственности относятся «ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, заказники, имеющие общереспубликанское значение)» [22].
То есть в собственности государства в целом (Федерации) находятся все существующие ресурсы, и при этом в собственность субъектов федерации природные ресурсы могут передаваться в порядке и на условиях, установленных правительством Российской Федерации.

Основным принципом разграничения собственности на объекты природной среды назван принцип «общегосударственного значения» природных ресурсов [27].
И в соответствии с этим принципом к федеральным природным ресурсам отнесены: — земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; — земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; — земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;1 —-виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации; 190

[стр.,191]

— виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, попадающим под действие международных договоров; — месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение; — водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты; — иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и се субъектов.
Целесообразность применения этого принципа очевидна.
Однако анализ состава объектов природной среды показывает, что часть их может котироваться но другим не менее значимым принципам, например, государственные природные заповедники, заказники, лечебно-оздоровительные зоны — по принципу общенациональной значимости; отдельные виды растений и животных, занесенных в Красную книгу, — по принципу гуманизма.
К тому же предложенный порядок не уточняет ни механизма определения перечня ресурсов по их видам, ни правовых процедур взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов.
Реально вопросы разграничения прав владения, пользования и распоряжения ресурсами окружающейсреды во многом зависят от.
субъективных факторов, то есть решаются по «взаимной договоренности» сторон, как правило, в.интересах более сильной стороны.
Неясности правового характера существенно затрудняют решение массы экономических вопросов (предпринимательского, финансового плана) и в оперативном управлении, и в стратегическом.

Причем значительно усложняется деятельность именно регионов.
Создается обширная зона конфликтов.как между самими органами власти и управления, так и между органами и хозяйствующими субъектами.

[Back]