Проверяемый текст
Добагов, Тимур Юрьевич; Механизм государственного управления социально-экономическим развитием депрессивного региона : на материалах Кабардино-Балкарской Республики (Диссертация 2006)
[стр. 93]

отождествлять возрастание этой роли с расширением масштабов и объема материальных объектов и ресурсов, находящихся исключительно в ‘собственности государства.
Поскольку последний участвует в процессе воспроизводства не только как производитель товаров и услуг определенного назначения, но и в качестве субъекта регулирования, структура объектов государственной собственности не ограничивается объектами материального характера.
Крайние точки зрения сводятся к предложениям либо чрезмерно минимизировать роль государства, либо расширить его функции до экономически неоправданных масштабов.
Между тем количественные аспекты данной проблемы вторичны, за исключением основной пропорции, определяющей преобладание частного сектора в структуре рыночной экономики.
Пропорции между государственным и негосударственным секторами подвижны и обусловливаются тенденциями в изменении функций общественного воспроизводства, в результате чего модифицируется разделение между его субъектами.
Это объясняется различиями в уровнях их развития, национальными традициями и особенностями, экономической ситуацией.
Как показывает международный опыт [183, с.36], существуют два основных способа выявления оптимального размера государственного сектора: определение социальных видов деятельности, которыми должны заниматься государственные предприятия без каких-либо количественных ограничений; четкое ограничение количества предприятий, которые признаются государственными вне зависимости от вида их деятельности.
Сектор государственных предприятий формировался
обычно исходя либо из их принадлежности к общественно-полезной сфере, либо из важности для реализуемой государством промышленной политики.
В странах Западной Европы к общественно-полезной сфере принято относить
водо-, теплои электороснабжение, транспорт, связь, коммунальное хозяйство [269, р.
12].
Следовательно, стратегия перехода к эффективному государственному управлению подразумевает: соизмерение действий государства с его потенциалом; концентрацию внимания правительства на основной деятельности, являющейся критической для развития; поиск путей укрепления 93
[стр. 38]

осуществления государством этих функций и своего предназначения в экономике.
Как показывает международный опыт [114, с.36], существуют два основных способа выявления оптимального размера государственного сектора: определение социальных видов деятельности, которыми должны заниматься государственные предприятия без наложения на них каких-либо количественных ограничений; четкое ограничение количества предприятий, которые признаются государственными вне зависимости от вида их деятельности.
В результате сектор государственных предприятий формировался исходя либо из их принадлежности к общественно-полезной сфере, либо из важности для реализуемой государством промышленной политики.
В странах Западной Европы к общественно-полезной сфере принято относить
следующие жизненно необходимые услуги: водо-, теплои электороснабжение, транспорт, связь.
Во всех странах ЕС те или иные отрасли общественно-полезной сферы входят в состав государственного сектора.
Ярким примером отнесения предприятий общественно-полезной сферы к государственному сектору может служить Франция, где в состав государственного сектора входят такие отрасли, как транспорт, энергоснабжение, связь, коммунальное хозяйство [167, р.
12].
К основным критериям эффективности деятельности государства относится то, каким образом правительства: устанавливают правила, более широко поддерживающие частные операции и гражданское общество; действуют в соответствии с правилами функционируя надежно, предсказуемо и контролируя коррупцию.
Стратегия перехода к эффективному государственному управлению подразумевает: соизмерение действий государства с его потенциалом;
38

[стр.,39]

концентрацию внимания правительства на основной деятельности, являющейся критической для развития; поиск путей укрепления потенциала государства за счет придания новой энергии общественным институтам; создание механизма, который с одной стороны, стимулирует лучшую и более гибкую работу официальных лиц, а с другой ограничивает проявления волюнтаризма и коррупциии.
Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ.
Рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому, влиять на него следует только косвенными, экономическими методами.
Однако, в ряде случаев применение административных методов не только допустимо, но и необходимо.
В каждом административном регуляторе есть нечто экономическое он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса: прибегая к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.
[52, с.88].
С середины XX века представление о смешанной экономике как экономике, составляющей рыночные основы экономики с ее регулированием государством, сформировалось в качестве особого научного направления в рамках теории эффективного использования ограниченных ресурсов [139, с.34].
По словам Президента Всемирного банка Джеймса Д.Вульфенсона, без эффективного государства, устойчивое развитие как экономическое, так и социальное невозможно [92, с.4].
J1.Абалкин, утверждает, что нет, и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально-ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Таких примеров в мире нет [79, с.5].
Эф39

[Back]